Древний Олимп… Кого мы из его обитателей знаем? Обычный человек разве что Зевса или Юпитера сможет назвать. Однако римляне и греки населили свое небо огромным числом покровителей и повелителей. Вот вы знаете, кто такая Минерва? Богиня эта чем распоряжалась? В каких случаях к ней обращались? Давайте разберемся подробно с этим необыкновенным персонажем. Возможно, вы согласитесь с мнением древних народов о том, что богиня мудрости Минерва является самой уважаемой и почитаемой в мифологии.
Этот вопрос, пожалуй, задаст себе любой человек, которого заинтересует Минерва. Богиня фигурирует в мифологии обоих названных народов. Только древние греки называли ее Афиной. В остальном же образы перекликались меж собой. Римская богиня Минерва изначально была лишена воинственности. Ее считали покровительницей людей творческих профессий. К таковым относили ремесленников и философов, поэтов и скульпторов. Домашние мастерицы тоже шли к ней за вдохновением. Минерва — богиня женского рукоделия, верили древнеримские женщины. Однако и греки поклонялись ее светлому образу. Они строили храмы Минервы, именуя ее Афиной. Почитали же богиню за мудрость, справедливость и рассудительность. Кроме того, она, как считали жители Древней Греции, оберегала города и государства, даровала идеи и мысли ученым, а творческие способности — ремесленникам.
Легенда о том, как родилась Минерва
Богиня с такими необыкновенными талантами не могла появиться на свет, как простой смертный. Ее история полна варварского очарования и коварства. Считается, что Минерва является любимой дочерью Зевса. И породил он ее сам, способом необычным и извращенным. Мойры нашептали ему, что собственный сын от мудрой Метиды станет причиной его погибели. Зевса таковой поворот событий не устраивал, естественно. Те же прорицательницы предупредили его о том, что Метида беременна. На свет должны появиться разнополые близнецы силы и ума необыкновенного. Недолго размышляя, Зевс проглотил жену. Через определенное время его стала мучить сильнейшая головная боль. Чтобы от нее избавиться, Зевс повелел Гефесту разрубить себе череп. Из головы отца и явилась миру Минерва, богиня воителей и справедливых воинов. Была она в полном вооружении и шлеме.
Символы Минервы
Эта богиня подарила человечеству множество атрибутов, и ныне красующихся на гербах и знаменах. Так, ветвь оливы олицетворяет справедливость и спокойное развитие, стремление людей к миру. Еще богиня Минерва связана с совой. Это символ мудрости у множества народов. Сова больше наблюдает, чем суетится, не предпринимает необдуманных действий. Силу богини представляет огромная змея. Ее изображали в храмах, на фресках, предметах быта. Считалось, что здание, где присутствует этот образ, оберегает богиня Минерва. Так как она причислялась к самым сильным жителям небес, то поклонялись ей многие. Ее изображение можно было отыскать практически в любом доме. Ремесленники ожидали от нее помощи в трудах, государственные мужи жаждали покровительства в политических интригах. А женщины искали в ее образе успехов в своих домашних делах. В Древней Греции ее изображения в храмах были двух видов. Паллада считалась непобедимой воительницей. Полиада же была защитницей городов и государств, своего рода судьей и прокурором в одном лице.
Чудеса и Минерва
Богиню-воина часто воплощали в мраморе и дереве. От этого скульптурного произведения произошло название «палладий». По сути, это деревянное изображение божественной воительницы. Люди считали (да и нынче многие в это верят), что оно обладает чудодейственными свойствами. Такой образ защищал легендарную Трою. Все искренне верили легенде о божественном происхождении тамошнего палладия. Его якобы подарила городу сама Минерва. Богиня войны, к сожалению, не уберегла Трою от падения. Волшебный палладий был перевезен в Рим и помещен в храм Весты. С тех пор, как считается, он именно там и находится, защищая жителей Вечного города от всяческих бед.
Древнеримская богиня Минерва
Существует такое понятие, как «капитолийская триада». Оно означает главных древнеримских богов. В их число входит и Минерва. Ее почитали в Капитолии вместе с Юноной и Юпитером. Так сказать, переехав в Рим, Минерва утрачивает часть своей воинственности. Ее в этом городе считали покровительницей всякого рода ремесел, рукоделия и искусств. Когда человек начинает разбираться, Минерва — богиня чего в Древнем Риме, то сталкивается с целым перечнем профессионалов, ее считавших своей опекуншей. Ей поклонялись художники, музыканты, учителя и поэты. Как и в Афинах, женщины обязательно приносили в дом ее изображение. Минерва покровительствовала им в моменты занятия творческой деятельностью или рукоделием. Но и воины о богине не забывали. Ее изображали на щитах и латах в качестве оберега от зла. Нынче такие артефакты можно увидеть в музеях.
Изображение Минервы
У воительницы было несколько обязательных атрибутов. Богиня Минерва (фото) представлялась публике как женщина — воин. В руках ее обязательно было копье, с которым она появилась на свет. Голову, как правило, украшал красный шлем. Кроме того, рядом изображались сова и змея. Это были ее личные символы. Сова говорила о вдумчивости и внимательности жительницы небес. Еще она подсказывала человеку, что Минерву невозможно обмануть. А на случай таковой попытки — безуспешной, как обещал образ — в руках или на шлеме присутствовала змея. Она обещала справедливую и неотвратимую кару грешнику или злодею. Надо отметить, что ее чтили не за суровый нрав, а за любовь к прекрасному. Любой талантливый человек, как были уверены древние люди, мог надеяться на ее особое отношение и непременную помощь в трудах.
Праздники в честь богини
Люд собирался на торжества, посвященные Минерве, в конце марта. Они длились целых пять дней, а название имели «квинкватрии». В празднествах принимали участие представители всех профессий, которым покровительствовала богиня. Особо радовали такие события учеников. Это были своеобразные каникулы. В первый день квинкватории ученикам предписано было не заниматься, а приносить своему педагогу плату за труды. Интересно, что в описываемый период военных действий не проводилось. Если же они начались ранее, то обязательно прерывались.
Всем гражданам положено было чтить богиню, приносить жертвы и наряду с иными людьми праздновать. Кстати, Минерва не требовала кровавых подаяний. Ей жертвовали лепешки, сдобренные маслом и медом. Особенно любили эти торжества трубачи. Это была весьма уважаемая в Древнем Риме профессия. Ее представители сопровождали все значимые события (похороны, обряды и церемонии). В конце квинкватрий трубачи освящали свои инструменты.
Первое творческое объединение
Таковым, как считается, является коллегия писателей и актеров, созданная в Риме в далеком двести седьмом году до нашей эры. Тогда почетом в городе пользовался Ливий Андроник, поэт и сочинитель пьес. Он решил объединить коллег вокруг храма Минервы. Она-то и стала их покровительницей и вдохновительницей. Позже ей начали поклоняться иные мирные профессионалы. Среди них указывают врачей и музыкантов, учителей и рукодельниц. Так что, если услышите вопрос: «Минерва — богиня чего?», не теряйтесь. Можно сказать, что она покровительствует воинам-освободителям (справедливость) и социальной сфере. Ошибки в этом не будет.
Гладиаторские игры
Рим не мог обрести своей немеркнущей славы, если бы не его традиции. В честь Минервы там обязательно проводились гладиаторские бои. Это же была богиня прекрасного. Древние люди считали силу и ловкость качествами выдающимися, ничуть не хуже произведений искусства. Интересно, что победителям состязаний преподносились специальные амфоры. Их изготавливали к этому торжеству. Украшались амфоры сценами самих соревнований и фигурой Минервы. Наполняли их, как правило, маслом. Понимаете, откуда пошли принятые ныне кубки? Именно от тех древних традиций, которые существовали еще до нашей эры. В Афинах Минерве преподносили драгоценные ткани, созданные руками известных горожанок. В храм их доставляла торжественная процессия.
Особенности древнегреческой Минервы
Будем называть богиню Афина. В принципе, это одно и то же. Греки почитали ее как основательницу Ареопага. Так назывался высший государственный суд Афин. Минерве (Афине) приписывают изобретение кораблей и строительство первой колесницы. Считалось, что именно это божество подарило людям трубы и флейты, научило изготавливать керамическую посуду и прясть. Она же рассказала, как следует готовить пищу. До наших дней дошло множество легенд об Афине. Она причастна к подвигу Прометея и борьбе Геракла с великаном и стимфалийскими птицами. А Персей без ее копья не смог бы справиться с Медузой Горгоной. Имеются у Минервы и жертвы. Так, согласно легендам, она обратила царевну Арахну в паука. Тиресий вообще лишился зрения за то, что увидел Минерву нагой во время купания. Потом богиня его пожалела и наделила пророческим даром. Афиняне любили торжества, посвященные этому божеству. Люди, чьи поля соседствовали, собирались вместе и устраивали пиры. Обязательным было жертвоприношение. Лепешки и мед носили в храм.
Споры богов
Люди в древности наделяли небожителей собственными представлениями о добре и зле. Это хорошо заметно при изучении греческой мифологии. За поступками богов любопытно наблюдать с точки зрения нынешней, отнюдь не совершенной морали. Одно только лишение зрения Тиресия — подумаешь, полюбовался красотой неповторимо молодого и прекрасного тела! Еще древние люди считали, что боги сражались за их внимание. Так, небожители поспорили о том, в честь кого будет назван главный город древней Греции. Они устроили своеобразное состязание. В нем Минерва противостояла Посейдону. Судили их двенадцать божеств во главе с Зевсом. Посейдону приписывается создание лошади. По другим источникам, он ударом трезубца создал в скалах соленый источник. Минерва же даровала народу оливковые рощи. Они оказались ценнее в глазах людей. Город был назван в ее честь — Афины.
Итог: кому покровительствовала Минерва?
Наверняка разобраться в ее предпочтениях непрофессионалу довольно сложно. Что делать? В древние времена такого четкого разделения на профессии не существовало. Богине этой поклонялись врачи и учителя, деятели искусства и ремесленники. К ней же за благословением приходили те, кому на долю выпадало устраивать городскую жизнь. Воины всех народов тоже не забывали о Минерве. Она заботилась о мирной жизни и приходила на помощь в дни битв. Главное, что ее отличает от иных божеств, это забота о территории и людях, на ней проживающих. Возможно, она является первым известным символом нормальной государственной власти. Или по-другому, мечты людей о таковой. Во всяком случае, ее образ объединял и поддерживал горожан во времена опасности или сражений. Поэтому за Минервой закрепилась слава богини справедливой войны.
Юнона и Юпитер. Женой Юпитера у римлян считалась богиня Юнона, которую римляне уподобляли греческой Гере. Подобно Юпитеру, она владела молнией и была повелительницей Вселенной; в этом качестве ее называли Юнона Регина («Царица»). Небесную супругу Юпитера чтили вместе с ним в его храме на Капитолии, поэтому она называлась и Юнона Капитолийская. Жена фламина Юпитера была жрицей Юноны, и при обращениях к богам имена небесных супругов назывались рядом.
Предупреждения об опасности. Юнона заботилась о благополучии и величии римского государства, помогала собирать войско в поход (в этом случае она называлась Юнона Популония), предупреждала об угрожающих Риму опасностях. Рассказывали, что однажды она предупредила римлян о грозящем им стихийном бедствии — землетрясении. Эту Юнону, предупреждающую об опасности и дающую добрые советы, называли Юнона Монета («Советчица»). Во дворе ее храма римляне чеканили деньги, поэтому впоследствии слово «монета» стало употребляться как их название.
Покровительница девушек и женщин. Но у Юноны были не только обязанности, связанные с заботой о Риме и его величии — ведь она была еще и женщина, и жена верховного бога. Поэтому ее заботой было все, что относилось к женщинам и семейной жизни. Она называлась и Юнона Виргиниенсис («Девственная») и была покровительницей девушек, готовящихся вступить в брак; как Юнона Пронуба («Брачующая») она покровительствовала брачным обрядам, а как Юнона Домидука («Вводящая в дом») вводила новобрачную в дом мужа и помогала ей благополучно переступить его порог — если бы она споткнулась о него, это считалось бы дурной приметой. Затем Юнона Луцина («Светлая») помогала рождению ребенка, выводила его на свет, а Юнона Румина («Кормилица») помогала кормить его материнским молоком.
Богиня Юнона
Покровительницей всех матрон (замужних женщин) была Юнона Матрона. В ее честь первого марта справлялся праздник Матроналии. В этот день рано утром римские женщины в красивых белых одеждах и с гирляндами цветов в руках шли в храм Юноны Матроны и приносили ей эти цветы в жертву, моля богиню о даровании счастливой семейной жизни. В этот день в Риме мужья дарили своим женам подарки. [Так что римские Матроналии немного похожи на наш праздник Восьмого марта.]
Календы и месяц Юноны. Как Юпитеру была посвящена середина каждого месяца, так Юноне принадлежали его первые дни. Начало месяца у римлян называлось календы, поэтому Юнону называли Юнона Календария (от этого же слова происходит наше слово «календарь»). Кроме того, ей был посвящен целый месяц, который до сих пор носит ее имя — июнь, месяц Юноны.
Богиня Минерва — покровительница ремесел. Кроме Юпитера и Юноны, в храме на Капитолии чтили еще одно божество — Минерву. Все вместе они образовывали Капитолийскую триаду (троицу). Юпитер покровительствовал Римскому государству, Юнона — семье, а главной обязанностью Минервы была забота о городских ремесленниках и ремеслах. Все мастера, будь то оружейники или ткачи, кораблестроители или гончары, издавна считали богиню своей покровительницей. Но когда в Риме стали развиваться науки, искусства, литература, под покровительство Минервы попали и люди художественного и умственного труда — поэты, ученые, скульпторы, живописцы, учителя. Не случайно символом мудрости стала птица этой богини — сова. До сих пор мы иногда говорим: «Сова Минервы вылетает в сумерках», желая сказать, что лучшие мысли приходят или вечером, когда ничто от них не отвлекает, или в «сумерки жизни», то есть в старости, когда человек приобретает мудрость и жизненный опыт.
Целительница и победительница. Минерва также считалась покровительницей врачей. Она помогала им исцелять болезни и называлась в этом случае Минерва Медика. Все это делало Минерву очень похожей на греческую Афину, и постепенно римляне стали считать, что это одна и та же богиня. Как и Афину, ее часто изображали в полном вооружении, в панцире и шлеме, а со временем стали считать богиней, приносящей победу, и именовать Минерва Виктрикс («Победоносная»).
Праздник Минервы. Богине Минерве был посвящен праздник Квинкватрии, который справлялся пять дней, начиная с девятнадцатого марта. Первый день этого праздника был днем мастеров, потому что люди, занимавшиеся разными ремеслами, молили богиню о помощи в их деле — ведь, как писал римский поэт Овидий, «тем, кто умолит ее, мудрость Паллада пошлет». Овидий перечисляет многих ремесленников, которые должны молиться этой богине, и среди них называет учителей:
Также и учителя, хоть ваш доход ненадежен, Помните: учеников вам она новых дает.
Для учителей этот день был радостным вдвойне: ученики в праздник не посещали занятий, как это бывает и сейчас, но зато вручали своим наставникам плату за обучение, которую называли по имени этой богини — минервал.
Первый день праздника, когда праздновалось рождение богини, был исключительно мирным. В это время нельзя было вести военные действия, так как богине была неугодна кровь, и в жертву приносили не животных, а молоко, лепешки и мед; да и все развлечения этого дня носили мирный характер — это были выступления поэтов и актеров. Но уже на второй день характер праздника менялся — в честь богини устраивалось излюбленное римское зрелище, гладиаторские бои. Как писал Овидий, «со второго дня кровава бывает арена: в радость богине войны там обнажают мечи».
Еще раз Минерву славили тринадцатого июня, когда справляли Малые квинкватрии. Римляне считали, что это тот самый день, когда Минерва изготовила первую флейту. Поэтому весь этот день в Риме звучали звуки флейты, а главными участниками праздника были флейтисты.
Гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносящей и воинственной, на что указывают гладиаторские игры, обязательно проводившиеся во время главного праздника в её честь - Квинкватрии (Quinquatrus).
Прямое отношение к Минерве как военной покровительнице находит подтверждение в тех дароприношениях и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Луций Эмилий Павел , закончив покорение Македонии , сжёг часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август после победы при Акциуме . Но, главным образом, римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам , сапожникам , врачам , учителям, ваятелям, поэтам и, в особенности, - музыкантам ; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах.
Главное празднество в её честь - Quinquatrus или Quinquatria, проводимое с 19 по 24 марта , - было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение - minerval.
Минерву иногда ошибочно отождествляли с богиней мудрости Будте - персонажем литовской мифологии .
В честь Минервы назван астероид (93) Минерва , открытый в 1867 году.
Напишите отзыв о статье "Минерва"
Примечания
Литература
- Минерва, италийская богиня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Минотавр | Это заготовка статьи по античной мифологии . Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
|
Отрывок, характеризующий Минерва
– Ладно, пусть будет по твоему, – легко согласилась я, так как теперь уже и мне это казалось правильным.– Скажите, Арно, а как выглядела ваша жена? – осторожно начала я. – Если вам не слишком больно об этом говорить, конечно же.
Он очень удивлённо взглянул мне в глаза, как бы спрашивая, откуда вообще мне известно, что у него была жена?..
– Так уж получилось, что мы увидели, но только самый конец... Это было так страшно! – тут же добавила Стелла.
Я испугалась, что переход из его дивных грёз в страшную реальность получился слишком жестоким, но «слово не птичка, вылетело – не поймаешь», менять что-то было поздно, и нам оставалось только ждать, захочет ли он отвечать. К моему большому удивлению, его лицо ещё больше осветилось счастьем, и он очень ласково ответил:
– О, она была настоящим ангелом!.. У неё были такие дивные светлые волосы!.. И глаза... Голубые и чистые, как роса... О, как жаль, что вы её не увидели, мою милую Мишель!..
– А у вас была ещё дочь? – осторожно спросила Стелла.
– Дочь? – удивлённо спросил Арно и, поняв, что мы видели, тут же добавил. – О, нет! Это была её сестра. Ей было всего шестнадцать лет...
В его глазах вдруг промелькнула такая пугающая, такая жуткая боль, что только сейчас я вдруг поняла, как сильно страдал этот несчастный человек!.. Возможно, не в силах перенести такую зверскую боль, он сознательно отгородил себя стеной их былого счастья, стараясь помнить только светлое прошлое и «стереть» из своей памяти весь ужас того последнего страшного дня, насколько позволяла ему это сделать его раненая и ослабевшая душа...
Мы попробовали найти Мишель – почему-то не получалось... Стелла удивлённо на меня уставилась и тихо спросила:
– А почему я не могу её найти, разве она и здесь погибла?..
Мне показалось, что нам что-то просто мешало отыскать её в этом «этаже» и я предложила Стелле посмотреть «повыше». Мы проскользнули мысленно на Ментал... и сразу её увидели... Она и вправду была удивительно красивой – светлой и чистой, как ручеёк. А по её плечам золотым плащом рассыпались длиннющие золотые волосы... Я никогда не видела таких длинных и таких красивых волос! Девушка была глубоко задумчивой и грустной, как и многие на «этажах», потерявшие свою любовь, своих родных, или просто потому, что были одни...
– Здравствуй, Мишель! – не теряя времени, тут же произнесла Стелла. – А мы тебе подарок приготовили!
Богиня Миневра считалась богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников, была дочь Юпитера Минерва. Ее особым расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, назывались квинкватрии и продолжались пять дней. Учащиеся в первый день квинкватрии освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за ученье. На этот день прерывались военные действия, если они имели место, и происходило общее бескровное жертвоприношение лепешками, медом и маслом. Затем устраивались гладиаторские игры, а в последний день приносились жертвы Минерве, в специальном помещении сапожников и происходило торжественное освящение труб, состоявших под особым покровительством богини, поскольку сословие трубачей играло большую роль в городской жизни, участвуя в торжественных церемониях, похоронах и различных обрядах. Флейтисты же считали своими главными праздниками малые квинкватрии в честь Минервы, праздновавшиеся с 13 июня и продолжавшиеся в течение трех дней. Минерва входила в божественную троицу, куда, кроме нее, включали Юпитера и Юнону. В их честь был воздвигнут великолепный храм на Капитолийском холме, начатый постройкой еще при царе Тарквинии Гордом. Этот храм, воздвигнутый на высоком постаменте, имел три святилища - Юпитера, Юноны и Минервы. В храме находилась статуя Юпитера, изваянная знаменитым этрусским скульптором Вулкой из обожженной глины и покрытая киноварью. Верховный бог был изображен сидящим на троне, в венце со скипетром и молнией в руках. Храм сгорел, подожженный злоумышленником. После его восстановления на центральном тимпане было помещено рельефное изображение Рима, расположившегося на щитах, а перед ним - волчицы, вскармливающей Ромула и Рема. На двускатной крыше, покрытой позолоченной медью, в центре была помещена квадрига с Юпитером, вооруженным молниями и скипетром, слева от него - статуя Минервы, а справа - Юноны. На краях кровли - два сидящих орла. Между четырьмя средними колоннами висело три диска на цепях (всего по фасаду было шесть колонн). Возле Капитолийского холма находилось святилище бога Термина, покровителя межи, пограничных камней между земельными участками и границ города и государства. Священные церемонии по установлению границ и межевых камней были введены царем Нумой Помпилием. В яме, вырытой для межевого камня, разводили огонь; над ним закалывали жертвенное животное так, чтобы его кровь, стекая в яму, не тушила огня. Туда же лили мед, благовония и вино, бросали плоды и, наконец, ставили камень, украшенный венком. В день праздника Терминалий владельцы смежных полей собирались у своих межевых камней, украшая их цветами, и приносили в жертву богу Термину лепешку, мед и вино. Затем начинался веселый и дружный пир. Самым главным воплощением бога Термина был священный камень, находившийся у Капитолийского храма. По-видимому, это было прямое заимствование у этрусков их божественной троицы: Тини (Юпитер), Уни (Юноны) и Менрвы (Минервы). Отсюда древний обычай покрывать лицо полководца-триумфатора красной краской, ибо он одеждой, регалиями и лицом уподоблялся Юпитеру. Колесница, запряженная четверкой лошадей.
Как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносящей и воинственной, на что указывают гладиаторские игры, обязательно проводившиеся во время главного праздника в её честь - Квинкватрии (Quinquatrus).
Прямое отношение к Минерве как военной покровительнице находит подтверждение в тех дароприношениях и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Луций Эмилий Павел , закончив покорение Македонии , сжёг часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август после победы при Акциуме . Но, главным образом, римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам , сапожникам , врачам , учителям, ваятелям, поэтам и, в особенности, - музыкантам ; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах.
Главное празднество в её честь - Quinquatrus или Quinquatria, проводимое с 19 по 24 марта , - было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение - minerval.
Минерву иногда ошибочно отождествляли с богиней мудрости Будте - персонажем литовской мифологии .
В честь Минервы назван астероид (93) Минерва , открытый в 1867 году.
Напишите отзыв о статье "Минерва"
Примечания
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
|
Отрывок, характеризующий Минерва
Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем то, скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. Наташа догадывалась, что они говорили о старом князе и что то придумывали, и ее беспокоило и оскорбляло это. Она всякую минуту ждала князя Андрея, и два раза в этот день посылала дворника на Вздвиженку узнавать, не приехал ли он. Он не приезжал. Ей было теперь тяжеле, чем первые дни своего приезда. К нетерпению и грусти ее о нем присоединились неприятное воспоминание о свидании с княжной Марьей и с старым князем, и страх и беспокойство, которым она не знала причины. Ей всё казалось, что или он никогда не приедет, или что прежде, чем он приедет, с ней случится что нибудь. Она не могла, как прежде, спокойно и продолжительно, одна сама с собой думать о нем. Как только она начинала думать о нем, к воспоминанию о нем присоединялось воспоминание о старом князе, о княжне Марье и о последнем спектакле, и о Курагине. Ей опять представлялся вопрос, не виновата ли она, не нарушена ли уже ее верность князю Андрею, и опять она заставала себя до малейших подробностей воспоминающею каждое слово, каждый жест, каждый оттенок игры выражения на лице этого человека, умевшего возбудить в ней непонятное для нее и страшное чувство. На взгляд домашних, Наташа казалась оживленнее обыкновенного, но она далеко была не так спокойна и счастлива, как была прежде.В воскресение утром Марья Дмитриевна пригласила своих гостей к обедни в свой приход Успенья на Могильцах.
– Я этих модных церквей не люблю, – говорила она, видимо гордясь своим свободомыслием. – Везде Бог один. Поп у нас прекрасный, служит прилично, так это благородно, и дьякон тоже. Разве от этого святость какая, что концерты на клиросе поют? Не люблю, одно баловство!
Марья Дмитриевна любила воскресные дни и умела праздновать их. Дом ее бывал весь вымыт и вычищен в субботу; люди и она не работали, все были празднично разряжены, и все бывали у обедни. К господскому обеду прибавлялись кушанья, и людям давалась водка и жареный гусь или поросенок. Но ни на чем во всем доме так не бывал заметен праздник, как на широком, строгом лице Марьи Дмитриевны, в этот день принимавшем неизменяемое выражение торжественности.
Когда напились кофе после обедни, в гостиной с снятыми чехлами, Марье Дмитриевне доложили, что карета готова, и она с строгим видом, одетая в парадную шаль, в которой она делала визиты, поднялась и объявила, что едет к князю Николаю Андреевичу Болконскому, чтобы объясниться с ним насчет Наташи.