Как много сокрыто за двумя словами - личность и государство. Политический статус личности является одним из самых важных аспектов человеческой жизни в обществе. Почему так? Давайте же разберёмся с этим.
Что называют политическим статусом личности
Кто на что может рассчитывать? По умолчанию граждане государств с демократическим строем имеют значительное количество политических свобод и прав. Это позволяет им активно участвовать в деятельности страны в соответствии с тем, какой они имеют политический статус личности. Политической системе общества свойственно разделение людей по их уровню активности. Так, есть следующие типажи:
- Рядовой член общества. Не оказывает влияния на политику (максимум - участие в выборах).
- Человек, который проявляет активность в рамках движения или общественной организации.
- Гражданин, являющийся членом выборного органа, действующего в политической силе. Например,
- Профессиональные политики. Люди, которые имеют доступ к возможностям принимать важные решения в государственном или региональном масштабе или очень стремящиеся стать такими.
- Политический лидер.
Политическая социализация
Может происходить целенаправленно или объективно. Любой политический статус личности характеризуется правом принимать участие в процессе освоения знаний, норм, навыков деятельности и ценностей. Если говорить о типах, то их можно поделить на три группы:
- Бессознательный. В качестве примера можно привести поведение человека, когда он в толпе. Куда она, туда и он.
- Полусознательный. Как пример, можно привести политический конформизм. То есть человек старается приспособиться под обстоятельства, при этом занять наиболее выгодную позицию. Последнее не всегда получается.
- Сознательный. Это значит, что личность может под влиянием собственного желания и воли менять исполняемую роль в обществе и своё положение.
Зачем это нужно
Для чего вводится политический правовой статус личности? В качестве ответов можно привести довольно много различной информации, поэтому она будет сгруппирована. Так, важным является воспроизводство действующей политической системы общества, его ценностей, норм и отношений. Также новым поколениям передаётся накопленный опыт действий в рамках существующей культуры. Немаловажным является и то, что личность приобретает новые, ранее не известные политические знания. Это возможно благодаря тому, что существует собственная деятельность, которая сопровождается усвоением новой информации и опыта.
Условия, факторы и структуры
Внешние объективные особенности могут формировать политический статус личности. Обществознание значительное внимание уделяет исторической обстановке и экономической ситуации в конкретном обществе. Также важными являются и другие различные факторы и условия формирования:
- Широта социальной среды. Под этим понимают наличие общественного политического сознания, а также организацию общества (и его способность к самоорганизации в критических ситуациях).
- Социальная среда, в которой находится индивид. Важной является любая конкретная ситуация, а также его ближайшее окружение, которое может оказывать влияние.
- Психологические и биогенетические особенности индивидов.
- Природно-географические условия.
- Занимаемый социальный статус. То есть какое положение в обществе занимает индивид.
А какие же структуры оказывают на него влияние? Разобраться в этом нам тоже поможет небольшой список:
- Государственные органы. Под этим понимается наличие политического образования в учебных заведениях, а также различные движения, организации, союзы и партии.
- Средства массовой информации. Негативной стороной является то, что у них политическая социализация индивидуумов является слабо проработанной. Также наличие недостаточного образования журналистов и иных особенностей (вроде умышленного перекручивания фактов) плохо сказывается на рассматриваемой сфере общественной жизни.
- Семья. Обладает монополией на ребенка в его ранние годы жизни. Поэтому может прививать определённые нравственные качества, которые будут оказывать существенное влияние на всю последующую жизнь.
- Сверстники. Влияют на индивидуума благодаря передаче данных и неформальным связям.
О личности
Каждый человек в рамках общества является обладателем определённого места. На него возложены какие-то функции, есть права и обязанности. Благодаря этому личность получает определённый статус. Последний кроме политической формы может ещё иметь и социальную, и правовую и так далее. В Российской Федерации данный статус личности закреплён юридически (то есть то, что она обладает правами, свободами и обязанностями) во второй главе Конституции.
Политический статус личности характеризуется тем, что человек имеет в обществе совокупность соответствующих ролей. Таковыми могут быть: партийный функционер, участник митинга, избиратель и так далее. Политические статусы могут быть неформальными и формальными. Так, первыми обладают участники митинга, тогда как вторым, например, Президент Российской Федерации. Причем даже рядовые благодаря своему политическому статусу имеют основные политические свободы и права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому гражданину. В качестве таковых можно привести возможность выбирать и быть самому избранным в различные органы государственной власти; создавать партии и другие общественные объединения; проводить уличные шествия, демонстрации, митинги и ряд других публичных акций (но в наших реалиях требуется уведомление или разрешение властей); писать обращения к должностным лицам в государственные органы. Каждый человек может принять участие в управлении страной как непосредственно, так и благодаря посредникам.
Формы поведения
Мы уже разобрались, что каждый человек имеет политический статус. А вот как он им пользуется? Для понимания этого стоит ознакомиться со следующей информацией:
- Политическая активность.
- Приспособление к существующим реалиям (конформизм).
- Безразличие и отгороженность от происходящих политических процессов (индифферентизм).
- Услужливость и угодливость относительно определённого политического лидера (клиентеллизм).
- Сознательный отказ принимать участие в выборах (абсетеизм).
О личности в политике
В таком случае она является субъектом целенаправленной осознанной деятельности, которая выражает и реализует интересы различных партий, союзов и движений вместе с собственными желаниями. Всё это интегрируется в единое целое. Особенностью здесь является то, что в других сферах общественной жизни личность реализует индивидуальные интересы. Тогда как политический статус, независимо от оного, подразумевает их осуществление как элемента чего-то большего. Например, построить качественную дорогу. Личностью может даже не осознаваться её политический статус, но это не значит, что её можно проигнорировать. Взять, к примеру,
Статусы
Наиболее вероятным для рядового человека является возможность профессионально заниматься политической деятельностью. Но если приложить достаточно усилий и сделать ставку на необходимые аспекты, то можно получить статус политического лидера. Это один из наиболее важных аспектов деятельности, который тесно связан с желанием создавать стандарты для других индивидов, которые будут действовать, ориентируясь по определённым авторитетным образцам. Личность, которая имеет статус политического лидера, может организовать и направить других людей на определённые решения, чтобы в конечном итоге была осуществлена определённая совместная деятельность.
Как же это делается? Для этой цели должен иметь большой спектр ролей-масок: реформатор, защитник, человек из народа и так далее. Оптимально будет, если создаваемый имидж не будет разбегаться с реальным естеством. В таком случае существует пониженная возможность того, что люди в нем разочаруются. Меняться политические роли личности могут во время процесса статусной инверсии. В этом случае происходит резкое качественное изменение сложившегося порядка. Это может быть из-за того, что происходят социальные революции, деформации и потрясения. Во время таких событий множество личностей повышают или понижают свой собственный политический статус.
Заключение
Вот мы и разобрали, чем является политический статус личности. Кратко, конечно, и можно сказать значительно больше, но для таких случаев написаны целые специализированные книги, которые пересказывать нет смысла.
Если человек хочет улучшить своё положение в обществе/достичь целей/ликвидировать изъяны/направить остальных людей на «путь истинный», то ему необходимо совершенствоваться в сфере управления страной. Этой статьи достаточно, чтобы подготовить себя в переход во второй типаж, когда осуществляется активная деятельность в рамках какой-то организации. Но перейти окончательно можно только своими силами.
Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.
Статус – совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах.
Политические права и свободы личности :
1. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Право на участие в политических партиях, движениях, объединениях.
3. Право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д.
4. Проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей.
5. Направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.
Цель законодательных ограничений прав и свобод человека может быть только одна – обеспечение прав и свобод других и удовлетворение требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.
Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.
На формирование политической культуры оказывают влияние следующие факторы:
1. Цивилизационный фактор исторического развития.
2. Национально-исторический фактор.
3. Социально-экономический фактор.
Функции политической культуры:
1. Познавательная. Формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, убеждения и взглядов.
2. Интегративная. Достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы.
3. Коммуникативная. Установление различного рода связей между участниками политического процесса на основе общих для них ценностей, а также передача политического опыта от поколения к поколению.
4. Нормативно-регулятивная. Формирование политических качеств, политическая социализация личности.
Типологизация политических культур С. Вербы и Г. Алмонда:
1. Патриархальная политическая культура . Характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей.
2. Подданническая политическая культура . Отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.
3. Гражданская политическая культура . Присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на принятие решений государственными органами.
Политическая социализация – процесс усвоения личностью социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы. Политическая социализация необходима для успешного и устойчивого функционирования политической системы. В результате политической социализации человек принимает на себя определенную политическую роль.
Политическая роль – это нормативно одобренный образ политического поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное положение.
Типы политических ролей :
1. Рядовой член общества, не оказывающий никакого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики.
2. Человек, состоящий в общественной организации или в движении, косвенно включенный в политическую деятельности.
3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа.
4. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность не только является главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни.
5. Политический лидер – человек, способный изменять ход политических событий и направленность политических процессов.
Информация к сведению :
1. Это надо запомнить : политический статус личности, политические права и свободы личности, политическая культура, типология политических культур, политическая социализация, политическая роль, типы политических ролей.
Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел VII, пункт 13.
Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. 11 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.:Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава V, параграф 25.
3. Дополнительная информация из интернет:
Политическая культура:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.
Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции,роли, которые она в ней выполняет. В политологии существует несколько классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее политическими ролями могут быть роли:
1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;
2) человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;
3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;
4) профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;
5) политического лидера - человека, способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.
Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:
1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
2-й этап - период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;
3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики;
4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение).
Тема: Политический статус личности.
Политический статус личности – называют положение человека в
политической системе общества, совокупность его политических прав и
обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.
Для политического статуса личности важна не только
социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те
политические функции, роли которые она не выполняет:
Рядового члена общества, не оказывающего ни какого влияния на политику,
не заинтересованного в ней и влияющегося почти исключительно объектом
политики.
Человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно
включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли
рядового члена политической организации.
Гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом
политической организации, целенаправленного по своей воле включенного в
политическую жизнь общества, но лишь в той мере, какой она отражается на
внутренней жизни этой политической организации или органа.
Профессионального политика, для которого политическая деятельность
является не только главным занятием и источником существования, но и
составляющей смысл жизни.
Политического лидера – человека способного изменять ход политических
событий и направленность политических процессов
Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и
с заранее принятой ролью, она приобретает на протяжении всей жизни
человека. Процесс освоения индивидом социально-политичеких знаний, норм,
ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на
себя определённую политическую роль, называется политической
социализацией личностей. В этом процессе можно выделить несколько
этапов:
Детство и ранние юношеские годы, когда ребёнок формирует свои
первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения.
Период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется
информационная сторона и мировоззрения, одна из существующих систем
политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир
личности.
Начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу
государственных органов и общественных организаций, когда происходит
превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта
политики.
Вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и
развивает свою политическую культуру.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение
человеком какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация
процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью
самостоятельности политического участия выделяются первичную и вторичную
социализацию. Первая характеризует процесс практического просвещения
детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется
в активном взаимодействии личности с политической системой, на основе
полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит в процессе общественных
отношений, силами государственных институтов, общественных организаций,
средствами массовой информации, политического самовоспитания.
Типы участия личности в политике:
Бессознательное
Полусознательное
«Учебная мотивация учащихся» - Урок. Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Проблемы работы со слабоуспевающими учащимися. Положительные стороны дифференциации. Как сохранить познавательную мотивацию. Значение уровневой дифференциации. Неумение удержать дисциплину на уроке. Мотивационная сфера учения учащихся. Индивидуализация обучения.
«Мотивация учения» - Задачи: Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях – «Мотивация учения». План проведения педсовета: Негативные моменты. Вывод: Смысл учения. Средняя школа вся и во всём изменяется, обновляется и перестраивается. Постановка целей. Мотивация. Мотив учения. Реакция ребёнка на воздействие внешних и внутренних раздражителей.
«Создание ситуации успеха» - Уровень школьной мотивации учащихся 1 ступени. Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни! Приёмы создания ситуаций успеха. Похвала; авансирование; «холодный душ»; «эврика»; «эмоциональное поглаживание»; Успех в учебе – завтрашний успех в жизни! Общий рейтинг факторов. Наиболее характерные учебные мотивы:
«Мотивация к обучению» - Методы мотивации учащихся в учебной деятельности. Метод занимательных аналогий. Приближение содержания к самым важным открытиям в науке, технике. введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Особенности мотивации обучающихся при переходе на компетентностный подход в обучении.
«Урок успеха» - Скрытая инструкция предстоящей деятельности. Обучение и воспитание успехом. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы. Януш Корчак. Работа в творческих группах. Краткое экспрессивное воздействие. Анкета. Оценивание действий с акцентом на детали произведенного. Лишь на тебя надеемся И верим в твой успех.
«Мотивация учебной деятельности» - Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Важны другие параметры – IIIуровень и особенно IV уровень. II.Познавательные методы мотивации. На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению.