Наталия Федосимова
Приемы работы над звуковым анализом, синтезом и фонематическими процессами
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ И СИНТЕЗОМ , ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ .
Ребенка окружает множество звуков : музыка, шелест травы, журчание воды…
Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка .
Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки . Иными словами, особенность формирование речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха .
Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, т. к. недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии - нарушению письма и дислексии – нарушению процесса чтения .
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом (что по данным многих современных исследователей одно и тоже) принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы ) .
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.
В период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.
Особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится , с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой – с собственным произношением. Различие этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком . Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д. Б. Эльконин)
В развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных, затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твердых согласных) . Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом» . Итак, ребенок начинает с акустической дифференцировки звуков , затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.
Мы проанализировали ведущую роль фонематического восприятия в становлении правильного произношения, а также связь этих двух процессов .
Зачастую происходит недооценка ведущей роли фонематического восприятия в формировании произношения, а также смешение понятий фонематическое восприятие и звуковой анализ . Неумение старших дошкольников разложить слово на составляющие звуки очень часто принимают за недостатки в развитии фонематического слуха . Это совершенно неверно.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие , как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает : «Под звуковым анализом понимается
1) определение порядка слогов и звуков в слове ;
2) выделение отдельных звуков ;
3) выделение основных качественных характеристик звука (согл. – гл., тверд. – мягк.»
Сформулируем разницу между этими двумя процессами (при норме речевого развития ребенка) .
Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует . Далее, фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая . Еще один фактор : фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков , чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме .
А теперь давайте немного остановимся на специальных знаниях, которые необходимо знать при обучении детей звуковому анализу .
Слова состоят из звуков .
Звук – то , что мы слышим и произносим.
Буква – то, что пишем и читаем.
Звук на письме обозначается буквой. Поэтому говорить : «Мальчик не выговаривает букву «Р» неверно. Следует говорить : «Мальчик не произносит звук «Р»
В русском языке 10 гласных букв : А, У, И, О, Ы, Э, Я, Ё, Ю, Е, а гласных звуков всего 6 (А, У, О, И, Э, Ы) . Гласные звуки обозначаем красным цветом.
В названии Я, Ё, Е, Ю содержится 2 звука :
Сравните слова : ЁРШ – звуки ЙОРШ , а в слове МЁД – звуки МьОТ (звук Й исчез , т. к. звук Ё звучит после согласной.
Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать на начальных этапах формирования звукового анализа .
Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков 42 , в основном за счет мягких согласных (Нь, Ть, Пь) . Сравните : ныть – нить. Первые буквы одинаковые, а звуки разные : твердый и мягкий.
Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью : Ь, буквы И, йотированных гласных.
Анализируя с детьми слова , необходимо учитывать в них наличие мягких согласных и избегать таких, если ребенок ещё не умеет различать твердые и мягкие согласные.
Также хотим обратить внимание воспитателей на то, что детям необходимо предлагать на полный звуковой анализ и синтез слова , произношение которых не расходятся с их написанием (кран, карман, звонкие согласные в конце слов оглушаются (гриб) .
Произносить согласные звуки необходимо коротко без призвука гласного (Т, Б, М, а не ЭМ, ЭР, ПЭ) .
Формирование
Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза , условия выделения звука (определенное положение звука в слове , особенности произнесения звуковой серии , характер звука , количество звуков в звуковом ряду и т . д.). В связи с этим предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза :
а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.) ;
б) слоги без стечения согласных (закрытые : ор, ыс, ах и т. д. ; открытые : ро, сы, ха и т. д.);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.) ;
г) слова без стечения согласных :
1) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.) ;
3) двусложные слова со стечением согласных, в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.) ;
4) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.) ;
5) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.) ;
6) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.) ;
7) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.) ;
8) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.) .
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно : в начале работы с опорой на материализацию
(использование различных вспомогательные средств - графических схем слова, звуковых линеек , фишек, на речевое проговаривание
(при назывании слов) на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
Для обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу можно рекомендовать следующие приёмы :
1) выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук ;
2) выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком :
а) чтобы этот звук был первым в придуманном слове,
б) чтобы этот звук находился в середине слова,
в) чтобы этот звук был последним в слове;
3) подбор слов, начинающихся на определенный звук ;
4) подбор слов, заканчивающихся на определенный звук ;
5) определение второго звука в слове , придумывание с ним слов :
а) если в слове второй звук гласный ,
б) если в слове второй звук согласный ;
6) определение третьего звука (гласный и согласный) в слове, придумывание слов, в которых этот звук стоит в начале , в середине, в конце (Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол) ;
7) придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов ;
8) придумывание слов из определённого количества звуков :
а) оканчивающихся на гласный звук (луна, окно, игры,
б) оканчивающихся на согласный звук (аквариум, эскалатор, дом) ;
9) придумывание слов из двух-трёх звуков с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;
10) определение количества гласных и согласных звуков в словах , состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков ; придумывание слов на указанный звук :
а) которые бы начинались со второго гласного звука (лапа – астра, аквариум; аист – индюк, иголка,
б) которые бы начинались со второго согласного звука (гуси – солнце, стол; утка – кукла, кот,
в) которые бы начинались с третьего согласного звука (книга – гуси, гитара) ;
11) придумывание слов из трёх звуков , в котором второй и третий известны (ом – дом, кот, сом, лом) ;
12) нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т. д.
Игровые приёмы :
1) Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове ;
2) покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове ;
3) пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла .
4) пусть подойдёт к столу тот, в имени которого столько звуков , сколько раз ударили в барабан (3 – Ира, 4 – Саша и т. д.) ;
5) игра «Начало слова за тобой» (назови первый звук слов с ак – рак , лак, бак и т. д.)
6) найди и опусти в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук гласный у (кукла, жук, Буратино и т. д.) ;
7) игра «Конец слова за тобой» (добавь третий звук слова : ма - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д.)
В результате занятий по звуковому анализу слов совершенствуется не только фонематическое восприятие ребёнка , но и значительно пополняется словарный запас.
Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза. Первый этап обучения чтению
Александрова К.А. Методист
кафедры дошкольного образования АО ИППК РО
Звуковой анализ слова - необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.
Выделяют 2 вида звукового анализа:
1.Элементарный звуковой анализ — выделение звука на фоне слова. При правильном речевом развитии это умение развивается в дошкольном возрасте без специального обучения.
2. Сложный анализ.
Определение первого и последнего звука в слове.
Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Определение последовательности звуков в слове.
Определение количества звуков в слове.
Определение позиционного положения звука в слове (перед каким звуком стоит данный звук, после какого звука и т. п.).
Сложным формам звукового анализа нужно обучать специально. Особенно это касается детей с речевыми дефектами. Лучше всего организовать развитие звукового анализа в виде самой привлекательной деятельности — игры. Эффект от занятий будет выше, если взрослые отнесутся к игровому обучению как к развлечению, приятному общению с ребенком.
Ниже приводятся упражнения, которые помогут овладеть навыками звукового анализа. Кстати, такие упражнения замечательно позволяют скрасить время во время дороги из детского сада домой, вынужденного ожидания, например, в поликлинике.
«Нужный звук»
Предложите ребёнку подбирать слова с заданным звуком. Например, папа говорит: «Представь, сын, что ты пошел с мамой или бабушкой на рынок и покупать вы стали только овощи и фрукты, в названии которых обязательно есть звук «Л». Какие бы вы стали покупать овощи и фрукты?». Ребенок называет (свекла, яблоко, лук, салат и т.п.).
Другой вариант этой игры. Взрослый говорит: «У нас есть зоопарк, но необычный. В нем живут звери, в названии которых есть звук «Р». Что же это за звери?» (тигр, зубр, рысь и т.п.). А теперь соберем зверей, в названии которых есть звук «Л». (слон, лось).
«Поймай мяч»
Задание для ребёнка: «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С»».
Затем взрослый говорит: «А теперь новые правила игры. Ты будешь называть слова. В конце слова должен быть звук «К».
«Отгадай, какое слово задумано»
Взрослый называет слова, в которых недостает первого звука (.ак: рак, мак, бак, лак), а ребенок отгадывает и показывает правильно и громко произнося все слово.
«Кто больше?»
Кто придумает больше слов на заданный звук. Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой.
Игра «Узнай слово»
Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.
«Цепочка»
Придумать слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.
Например: сок — карандаш — шарик — кот...
«Поле чудес»
Угадать слово по заданному количеству букв.
«Пазлы»
Написать слово на бумаге, разрезать, перемешать и попросить ребенка собрать слово из получившихся частей.
Пробуя выполнять подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности предъявления слов:
1. Слова, где первый звук А, У, И, Э, О, подбирайте только с ударением на первый слог, например: ОБЛАКО, ОЗЕРО, ОВЦЫ, но не ОЧКИ, не ОГОНЬ, не ОБЕЗЬЯНА.
2. Слова, где первый звук - отдельный согласный, не участвующий в слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т. д.).
3. Слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т. д.), т. е. в которых вторая буква - одна из следующих: А, О, У, Ы, Э.
4. Слова, начинающиеся на мягкий согласный в слоге-слиянии (КИНО, ТЕЛЕВИЗОР и т. д.), т. е. в которых вторая буква - одна из следующих: И, Е, Ё, Ю, Я.
5. Слова, начинающиеся на Е, Ё, Ю, Я, лучше по возможности вообще исключить из заданий, т. к. данные буквы в начале слова обозначают не 1 звук, а сразу 2, и слышим мы в начале таких слов звук Й. Эти особенности русской фонетики трудно объяснить дошкольнику.
Формирование навыков звукового синтеза - обратный процесс. Ребёнок должен уметь синтезировать («складывать») из разрозненных звуков слоги, слова. Этапы работы практически такие же, как и при формировании навыков фонематического анализа, однако для работы необходимо подбирать материал лёгкий и понятный дошкольнику. Лучше всего готовить материал для синтеза трёх и четырёх звуковых слов. Более длинные слова могут вызывать трудности.
Работу по формированию у дошкольников навыков фонематического анализа и синтеза нужно проводить постепенно, отмечая, усвоил ли ребёнок данное направление работы или нет. Если определённый этап усвоен ребёнком, необходимо переходить к работе над следующим направлением.
Только таким образом, поэтапно, постепенно, маленькими шагами можно добиться от ребёнка высокого уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза и в дальнейшем, грамотного чтения и письма.
Аннотация . Ребёнок познаёт мир с первых недель своего рождения, реагируя на различные звуки. Процесс развития речи ребёнка зависит от различных факторов. У ребенка с нарушениями речи в первую очередь страдает фонематическое восприятие и звукопроизношение, что сказывается на несформированности навыков звукового анализа и синтеза. У младших школьников, как следствие, это является причиной дисграфии и дислексии. Поэтому развитие звукобуквенного анализа и синтеза является первоочередной задачей для дошкольников и младших школьников.
При обучении ребёнка чтению и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень - это фонематическое восприятие, вторая - звуковой анализ. Известно, что фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, а звуковой анализ — в более позднем возрасте, на пятом году жизни. И, наконец, фонематическое восприятие — это способность различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения, звуковой анализ — способность различать то же самое, с целью воспроизвести звуки в письменной форме.
Переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребенка с нарушениями речи следует только после достижения им определенного (начального) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи. Зрительные символы гласных и согласных звуков (Ткаченко Т.А.) используются в качестве вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Таким образом, выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью авторской символики Ткаченко позволяет ускорить процесс фонемообразования зрительными символами гласных и согласных звуков (Ткаченко Т.А.), обеспечить готовность к усвоению грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников и младших школьников.
В коррекционной работе учитель-логопед может использовать упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза дошкольников, задачей которых является уточнение понятий «слово, звук» . Ребёнок сначала произносит звуки , которые могут издавать изображенные животные и объекты, а затем слова — названия картинок. Задания чередуются до закрепления у ребенка понятий (рис. 1).
Упражнения на выделение в слове начального гласного звука, например, [У], [А], [И], [О]. При возникновении затруднений ребёнок опирается на зрительный символ звука, затем предлагается слово с начальным звуком в ударной позиции, далее - в безударной. Ребёнок чётко произносит названия картинок, соединяет с нужным символом каждое изображение (рис. 2,3).
Дети с интересом решают задачу анализа и синтеза сочетаний, состоящих из двух-трех гласных звуков; называют в сочетаниях по порядку все звуки, произносят по схемам слитно, не прерывая голоса, комбинации гласных звуков (рис.4).
В группах с общим нарушением речи (ОНР) звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии можно разделить на два года обучения:
1. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.
2. Буквенный период. Проводится звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.
Развивая фонематический слух и речевое внимание, идет подготовка к овладению звуковым анализом слов. Выполняются различные упражнения, например: «Какие картинки начинаются с одинаковых звуков? Соедини эти картинки линиями» (рис. 5), или «С каких слогов начинаются названия этих картинок? Соедини слоги с картинками» (рис. 6).
Задания «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками, прочитай получившиеся слова и напиши их в клеточках» (рис. 7), «Сосчитай буквы в названии каждого животного и соедини с нужной цифрой» (рис. 8), «Какие слова спрятались в цепочках? Напиши слова, которые у тебя получились» (рис. 9), «Убери из каждого слова по одной букве. Напиши слова, которые у тебя получились» (рис. 10), «Из трёх букв выбери нужную и впиши её в слово под картинкой» (рис. 11), «Допиши слова» (рис.12, 13), «Соедини буквы по стрелочкам, и ты узнаешь, какие слова здесь спрятались» (рис. 14), «Собери из букв слова» (рис. 15), «Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Какие слова получились?
Найди подходящие картинки» (рис. 16), «Сложи слово из первых букв названий картинок. Напиши это слово в клеточках и нарисуй этот предмет» (рис. 17), «Перенеси буквы в точно такие же предметы в нижнем ряду и прочитай получившееся слово. В рамочке нарисуй зашифрованный предмет» (рис. 18), «Прочитай пословицу по первым буквам названий картинок. Объясни, почему так говорят» (рис.19), «Прочитай слоги в клеточках. Допиши слова» (рис. 20) способствуют также развитию внимания и мышления ребёнка.
Упражнения на закрашивание буквы, которую называет учитель-логопед (взрослый), очень важно для развития слухового внимания и звукобуквенного анализа. Дописывание пропущенных букв в названии нарисованных предметов способствует развитию фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа (рис.12,13, 20). Зачёркивание букв, которых нет в названии нарисованного предмета, очень важно для развития навыка звукобуквенного анализа и понимания структуры слова (рис. 21, 22).
Учащиеся 2-4 классов при выполнении звукобуквенного анализа часто путают звуки и буквы, потому что, зачастую, они не слышат слова, рассуждая о звуковом значении букв. Такая категория детей вспоминает, что обозначает буква, но не слушает звуки, о которых говорят. А без слышания слова, без развитого фонематического слуха возникают многочисленные фонетические ошибки и, кроме того, тормозится освоение программы в целом: лексики, грамматики, словообразования, правописания.
Развитие фонетических способностей детей, умение последовательно вычленять в слове звуки и произносить каждый из них изолированно в соответствии с тем, как этот звук произносится в целом слове, происходят в звуковом разборе, специфика которого заключается в том, что он выполняется без обращения к буквам.
Алгоритм звукового разбора слова
1. Произнеси и послушай слово.
2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.
4. Обозначь выделенный звук условным значком.
5. Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. И так далее до конца слова.
6. Последний пункт: произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово. Если дополнить данный план фонетического разбора еще одним пунктом: обозначь каждый из звуков буквой и объясни ее выбор,— ученик перейдет от звукового разбора к звукобуквенному. Но чтобы обращение к буквам не превратило разбор в буквеннозвуковой, звуковой анализ слова должен входить в звукобуквенный разбор как его обязательная первоначальная ступень.
План проведения звукобуквенного анализа слов во 2 - 4 классах
1. Произнеси и послушай слово. Запиши транскрипцию.
2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам. Запиши.
3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук буквой. Объясни выбор буквы и т.д. Например, слово «вода»:
вода - [вада"]
во - да"
[в] - согл., парн. тв., парн. звон. - «вэ».
[а] - гласн., безударн. - «о».
[д] - согл., парн. тв., парн. звон. - «дэ».
[а"] - гласн., ударн. - «а».
Ученик рассуждает так: «В слове «вода» первый звук [ввввада] - [в]. Он согласный, парный твердый, парный звонкий. На письме обозначен буквой «вэ». Звук в сильной позиции.
Учитывая, что на записывание словами характеристики каждого звука отнимает много времени и места, рядом с транскрипцией можно помещать условный значок, который показывает, какой это звук:
[О] - гласный, — - согласный, глухой, твердый, ↔ - согласный, мягкий, звонкий и т. п.
При таком подходе учащиеся повторяют правильное название букв русского алфавита, осуществляют анализ слов, отталкиваясь не от буквы, а от звука, осознанно обосновывают выбор букв для обозначения звучания слова на письме. При этом соблюдается естественный ход анализа от звука к букве, что помогает уяснить устройство русского письма, конкретнее — его графики. И самое главное - значительно повышается уровень развития навыка правописания.
Как известно, практическим методом, с помощью которого анализируется отношение между произнесением и написанием слова, является звукобуквенный разбор
:
1. Сколько в слове слогов, какой (по счету) слог ударный?
2. Сколько в слове звуков и сколько букв? (Если букв больше, почему?)
3. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?
4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме?
Вдумаемся в этот план. В нем явно выдвинута на передний план количественная, а не
качественная характеристика соотношения звуков и букв (вопрос сколько? в трех случаях из четырех занимает первое место).
Систематизировав вышеизложенное, можно предложить учащимся такую краткую информацию:
Звукобуквенный анализ
Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э
Я, Ё, Ю, И, Е
Гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]
. Гласные звуки обозначается красным цветом
.
Звуки [а], [о], [у], [ы], [э] указывают на то, что впереди стоит твёрдый согласный звук , который обозначается синим цветом .
Гласные Я, Ё, Ю, И, Е указывают на то, что впереди стоит мягкий звук , который обозначается зелёным цветом .
Например: М О Х Л И С А С Л И В А
Всегда твердые согласные : [Ж], [Ш], [Ц] .
Всегда мягкие согласные : [Ч], [Щ], [Й] .
Например: Ж И Р , Ш И ШК А , Ч А Й , Щ У К А , Ц И РК .
Всегда звонкие согласные: [М,], [Н], [Л], [Р], [Й] .
Всегда глухие согласные : [Х], [Ц], [Ч], [Щ] .
Парные согласные : Б -П , В -Ф , З -С , Ж -Ш , Г -К , Д -Т .
Буквы имеют 2 звука : Я, Ё, Ю, Е (если: стоят впереди слова; стоят после мягкого или твёрдого знака; после гласного звука).
Например, разбор слова ЯРКИЙ:
1. В слове яркий
ударение падает на гласную «Я»
.
2. Разделим слово на слоги: ЯР-КИЙ
3. В слове ЯРКИЙ
две гласные буквы «Я
» и «И
», поэтому два слога.
4. Буква «Я
» имеет два звука - [й, а]
, потому что стоит впереди слова. Звук [й]
-всегда мягкий,
обозначаем зелёным цветом. Звук [а]
-гласный, обозначаем красным цветом.
5. Буква «ЭР
» - звук [р]
. Обозначаем синим цветом, потому что он твёрдый.
6. Буква «КА
» - звук [к’]
, обозначаем зелёным цветом, потому что гласный звук [и]
указывает
на мягкость впереди стоящего звука.
7. Буква «И
» - звук [и]
. Обозначаем красным цветом, потому что он гласный.
8. Буква «Й
» - звук [й]
. Обозначаем зелёным цветом, потому что этот звук всегда мягкий.
Памятки для детей. Звукобуквенный анализ слова
1. Записать слово, поставить ударение, написать количество слогов.
2. Согласные звуки: звонкие или глухие, твёрдые или мягкие.
3. Гласные звуки: Ударные или безударные.
4. Написать количество букв и звуков.
Примеры слов:
Согласные звуки и буквы
Парные: [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с].
Непарные: [й], [л], [м], [н], [р], [x], [ц], [ч], [щ].
Звонкие: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р].
Глухие: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [х], [ц], [ч], [щ].
Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие: [й], [ч], [щ].
Используемая литература
1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: «Каро», 2002.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
3. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.-М., 2006.
4. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии// Развитие и коррекция.-2001.
5. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб., 11999.
6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998.
7. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. - М., 2000.
8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999.
«Развитие звукового анализа и синтеза
с использованием различных игр»
Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна, и в современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В.К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. А.Н.Гвоздев отмечает, что "хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится". И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно дошкольнику. И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести в дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.
Основной задачей, которую ставят перед собой педагоги, является формирование личности развивающегося ребенка, его подготовка к обучению в школе. Занятия по обучению грамоте помогают подготовить детей к обучению в школе, делают их переход из детского сада в школу более естественным, повышают интерес детей к процессу познания окружающего мира, помогают выработать более устойчивое внимание, усидчивость, умение точно выполнять задание. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьезным препятствием в усвоении программой детского сада и в дальнейшем общеобразовательной школы. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей формирования звукового анализа и синтеза – необходимой ступени к овладению грамотой.
Дети с нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьёзным препятствием в усвоении программы детского сада. Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звуко-слогового анализа.
Осознав актуальность данной проблемы, я начала углубленно работать по теме: «Развитие звукового анализа и синтеза с использованием различных игр».
В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения звукопроизношения, я пришла к убеждению, что развитие звукового анализа и синтеза является важной, неотъемлемой частью всей работы по исправлению недостатков звукопроизношения у детей наряду с постановкой, автоматизацией. Так как без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произношение.
После проведения речевого обследования детей, имеющих нарушения звукопроизношения, мною был выявлен низкий уровень развития звукового анализа и синтеза у обследуемых детей. В основу исследования положены принципы методик Г.П. Беляковой, Ф.А. Сохина, Г.А. Тумаковой и др.
Дети испытывали трудности, когда им предлагалось, внимательно слушая, выделить звук из разных позиций в слове. Многие ребята затруднялись в отборе картинок, придумывании слов с заданным звуком. Дети, имеющие отклонения в развитии звукового анализа и синтеза не могут ни чётко повторить звуки, ни правильно показать картинки с определённым звуком. Были случаи частичного нарушения, связанные с недостаточным различием одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков. однако даже небольшие отклонения могут стать причиной затруднений при совершении ребёнком действий звукового анализа.
По результатам обследования мною были сделаны следующие выводы:
о взаимосвязи и взаимовлиянии фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза;
об условиях проявления нарушенного звукового анализа и синтеза: в сложных фонематических позициях, в слогах, словах, предложениях, тексте;
о характере ошибок, которые могут возникнуть у дошкольников с ФФНР при обучении их чтению и письму.
В начале своей работы по данной проблеме мною были поставлены следующие задачи:
познакомить детей со звуковым составом, звуковым строением слова, их осознанному анализу и синтезу;
развивать умение выделить звуки из разных позиций в слове, слышать и отбирать в ряду других звуков;
учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.
Согласно поставленным задачам мною был разработан перспективный план работы по формированию звукового анализа и синтеза.
В данной работе можно условно выделить три этапа:
1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко.
Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы – это геометрические формы красного цвета: А – большой круг, У – маленький кружок, И – горизонтальная полоска, О – вытянутый по вертикали овал, Ы – нижняя половина круга. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.
2. В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласный + согласный, прямые слоги типа согласный + гласный, а затем слов СГС (например: мак) . На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, зеленые квадраты – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук.
3. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Здесь особенно широко используется прием "живые звуки”. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:
o различать изученные звуки;
o знать гласные звуки первого ряда и звук И;
o знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость – мягкость, звонкость – глухость);
o выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак ), двусложных (лапа ), трехсложных (малина );
o определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);
o определять линейную последовательность звуков в слове;
o определять количество звуков в слове.
Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Работа с детьми-логопатами направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных и подгрупповых занятий.
Эта работа осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на протяжении всего этапа коррекционного воздействия, так как ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. С.Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует его (ребенка) возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. В игре происходит развитие речи и мышления.
Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.
Детям четырёх-пяти лет свойственно играть звуками, словами – «перебирать» звуки, составлять всевозможные сочетания, порой бессмысленные и смешные. Поэтому работу с детьми я начала с выделения отдельных звуков в слове. При этом именно с гласных звуков, так как их легче выделять, их можно спеть (аааа, ииии… и т.д)или долго тянуть. В течении периода обучения детей учу чётко воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удержанию в памяти ряда, состоящего из 3-4 гласных звуков. В процессе работы учила детей интонационно подчёркивать, выделять звуки в слове. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов со звуком так же осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала (игры «Кто самый внимательный?», «Добавь пропущенный звук» и др.)
Работа с предметными картинками (где изображены различные предметы, игрушки, животные и др.) позволяет выделять отдельные звуки в словах, первый звук в слове, сравнивать пары звуков по их звучанию. При организации игр по развитию звукового анализа и синтеза я стараюсь придумывать интересные сюжеты, использую соревновательные моменты, игры-иллюстрации, создаю игровые ситуации. Например, пойти в магазин и купить вкусные вещи со звуками «к» и «кь» или «с» и «сь», класть их в корзинку, сумку. Потом посчитать, кто больше набрал «продуктов», или предлагаю такую игру: пойти в лес и называть животных, птиц со звуками «р» и «рь», «л» и «ль»; поехать в «Детский мир» за игрушками и т.д.
Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, перехожу к определению его места в слове.
Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы кроссворды. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах, словах. Дети выполняют творческие задания – задают вопросы персонажам занятия, друг другу и логопеду. Намеренно допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.
Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.
Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.
Мною сделаны развивающие наглядные игры: «Звуковая улитка», «Звуковой кубик», «Звуковые часы», «Цепочка слов», «Составь и прочитай слово», «Кто в домике живёт?», «Определи первый звук в слове» и другие. Ребята с огромным удовольствием в них играют.
Уже после проведения нескольких этапов работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза заметны улучшения в развитии речи детей.
Процесс автоматизации и дифференциации звуков протекает быстрее; формирование правильной слоговой структуры слова значительно ускоряется. Дети могут с лёгкостью определить место заданного звука в слове, придумать слова на заданный звук, выделить начальный и конечный звук в слове, повторить слоговой ряд, ряд слов; найти рифмующееся слово, различать короткие и длинные слова, с удовольствием отстукивают или отхлопывают слово по слогам, отсчитывают количество звуков, слогов в слове.
Следовательно, после проведённой работы по данной проблеме заметны улучшения в развитии навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
1. Волкова Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дефектология”– М.: Просвещение, 1989. – 528 с.
2. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы.- СПб.: КАРО, 2006. – 128 с.: ил.- (Серия «Популярная логопедия»).
3. Лопухина И.С. Логопедия, М.,1995.
4. Ткаченко Т.А. Формирование навыка звукового анализа и синтеза-М.: Издательство «Гном и Д», 2005.-48с.- (Практическая логопедия)
Здравствуйте дорогие читатели и подписчики блога!
Многие из вас слышали такие слова, как “анализ” и ”синтез”, и вам покажется странным, какое они имеют отношение к логопедии. Эти термины скорее всего встречаются в математике или в химии. Однако анализ и синтез в логопедии тоже есть и они имеют очень большое значение для успешного овладения навыками чтения и письма. И об об этом пойдет речь в сегодняшней статье.
Я расскажу, что такое звуко-буквенный анализ и синтез — разбор элементов речи: слогов, слов и предложений. Из каких символов они состоят, как они отображаются на письме (буквы) и как при говорении (звуки). Другими словами, это основа нашей грамотности. Многие родители наивно полагают, что достаточно выучить с ребенком все буквы, он сразу зачитает и сразу увлечется чтением книг. А также будет писать грамотно и красиво. Однако реальность заставляет снимать розовые очки даже с самых мечтательных романтиков,
Ребенку предстоит узнать, что предложения состоят из слов, слова из слогов, а слоги из букв или звуков. И каждый звук отображается на письме с помощью специальных письменных значков. И они расположены в определенной последовательности. Если изменить их последовательность, то изменится и смысл слова, например, взять 3 буквы Т, К, О, из них можно выложить 3 слова: КОТ, ТОК, КТО, каждое из которых несет свою смысловую нагрузку.
С чего начать
Начать надо с самого простого, запоминать буквы (но не читать слова и тескты). При чем будет намного проще потом их сливать в слоги, если не говорить ребенку: “это буква эс”, а просто “буква с” и потянуть ее немного “ссссс”. Надо с этой буквой выполнять много манипуляций — лепить из пластилина, соленого теста. Выкладывать из фасоли или камушков марблс. Писать пальцем на чем-нибудь шершавом, в воздухе, на запотевшем стекле, на земле, на снегу — все это зависит от вашей фантазии.
Позиция в начале слова
Затем сказать малышу, что, например, в букве А живет звук “ааа”, он тянется, мы его говорим с широко открытым ртом. И начинаем придумывать слова на этот звук. Если дети справляются с этим заданием, начинаем усложнять задание. Придумываем на звук А фрукты, транспорт, животных, съедобное. Затем делаем проверку, насколько усвоился навык, называем слова. И если в них есть искомый звук, надо хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, подпрыгнуть, показать карточку с этой буквой. Показывем несколько картинок, выбираем из них те, которые начинаются на нужный звук.
На что оканчивается слово
Когда этот навык усвоен, находим звук в конце слова. Порядок такой же, как с позицией в начале слова. Но можно включить игру в цепочки слов, следующее слово должно начинаться на звук, на который оканчивается предыдущее (лук — коса — ананас — сок). И можно проводить дифференциацию, делить слова на те, где звук в начале слова, а где в конце. Раскладывать картинки на две кучки, например, “клювик” и “хвостик”. Поднять то левую руку то правую, прыгнуть или присесть, поднять руки вверх, опустить вниз и тп и тд
Звук в середине слова
Затем подключается позиция в середине слова, она самая сложная, особенно для тех деток, у которых фонематический слух особо сильно нарушен. Они не слышат гласные в середине слова и пишут также: “дорога — дрога”, “молоко — млоко”. Отрабатываем по вышеприведенной схеме. Затем подключаем 3 позиции, 3 разных действия. Расставляем картинки на 3 кучки “клювик”, ”хвостик”, ”крылышки”. Или традиционно сажаем в поезд — соответственно 1й, 2й и 3й вагончики. И уже здесь можно параллельно делить слова на слоги и находить ударный гласный.
Деление на слоги
Один из вариантов: есть 3 домика, с одним окном, двумя, тремя, это количество слогов. Будем селить туда жильцов, в зависимости от количества слогов. Чтобы малышу легче было делить на слоги, надо держать ладонь под подбородком и считать, сколько раз открыли рот, столько и слогов. Можно делить на части, хлопая в ладоши, но если проблемы с фонематическим слухом, то ребенок будет ошибаться. Например, слово “потолок” разделит “по-то-ло-к”. В этом случае должна быть четкая инструкция — слог только на открытый рот. А при произнесении “к” рот не открывается.
Нахождение ударного слога тоже выявляют проблемы с языковым чутьем. Надо показывать голосом, утрированно выделяя каждый слог в слове, например “молоко” разделить на слоги. Затем произносить “мОлоко, молОко, молокО”, пусть ребенок выберет правильный вариант. Ударный слог можно выделять взмахом руки. Выделение этого слога интонацией и повышением громкости поможет заложить основы красивой речи и выразительного чтения.
Составляем схему
После этого знакомим ребенка с понятием предложения и говорим, что оно состоит из нескольких слов. Например, “Маша моет руки”, в этом предложении 3 слова. Берем 1 длинную полоску (палочку, чертим линию). Затем под длинной полоской кладем 3 покороче, это слова, полоска “Маша”, полоска “моет”, полоска “руки”. После этого начинаем каждое слово делить на слоги и выкладывать ниже более мелкие полоски, слоги. Для детей до 5 лет этого вполне достаточно.
Уже в подготовительной группе под каждым слогом сначала выкладываются квадратики-звуки, разного цвета. Как правило, гласные красные, согласные твердые синего и мягкие зеленого цвета. Под ними из разрезной азбуки выкладываются буквы. Когда ребенок уже научится писать буквы, то можно уже схему звуко буквенного анализа выкладывать наоборот — под каждой буквой рисовать цветной кружок, делить слова на слоги, выделяя ударный гласный.
Можно не писать буквы, а складывать из магнитной азбуки, кубиков, карточек и другого подручного материала. Это в том случае, если мелкая моторика развита слабо, малышу тяжело писать. А буквы он уже знает хорошо. И таким образом развести развитие пальцев и фонетический разбор на время и соединить эти навыки потом по мере развития руки. В любом случае надо смотреть на зоны ближайшего развития ребенка. Смотреть, что он умеет сам, а где он справится только совместно с вами.
На этом писать заканчиваю, потому что тема очень обширная и раскрыть ее в одной статье невозможно. Надеюсь, будет целый цикл, потому что это основа основ работы логопеда. Так что следите за обновлениями блога, оформляйте подписку. Пишите в комментариях о своем опыте, делитесь в соцсетях с друзьями и знакомыми.