ОПЕК - международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.
ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960.
В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.
Целью ОПЕК являются:
· Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
· Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
· Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
· Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
· Сотрудничество со странами, не являющимися членами ОПЕК, в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.
Организационная структура ОПЕК
Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.
Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров , в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке.
Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.
Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента. Генеральный секретарь (с 2007 г.) - Абдалла Салем аль-Бадри.
Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.
Межминистерский комитет по мониторингу был основан в Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем.
Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.
Фонд международного развития ОПЕК
В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Помощью Фонда могут пользоваться международные финансовые институты, оказывающие помощь развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны. Фонд ОПЕК предоставляет займы на льготных условиях в основном трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Финансовые средства Фонда формируются за счет добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет кредитных и инвестиционных операций Фонда.
Его ценовое значение является средним арифметическим cпотовых цен для сортов нефти, производимых участниками организации.
Разработка нефтяных месторождений начала осуществляться в конце XIX столетия. Со временем потребность человечества в углеводородах только росла.Это позволило некоторым государствам, на территории которых находятся большое количество запасов данных полезных ископаемых, превратить экспорт нефти в основную статью своих доходов.
Добыча нефти в первой половине ХХ столетия
Особый интерес к мировым запасам нефти со стороны крупных государств начал проявляться в период между двумя мировыми войнами — углеводороды были крайне важны для милитаризации и проведения модернизации в промышленности. Именно в это время открываются крупнейшие месторождения на территории Советского Союза, Ближнего Востока, Северной Африки и Латинской Америки.
В годы Второй Мировой войны добыча нефти только возросла, так как она была жизненно необходима воюющим сторонам в качестве сырья для производства горюче-смазочных материалов для военной техники. Такой ажиотаж позволил окончательно очертить круг стран, которые в послевоенный период стали крупнейшими экспортерами углеводородов.
Крупнейшие экспортеры нефти
Начиная с 1960-х годов, основными мировыми экспортерами нефти считаются:
- Ливия и Алжир. Обладают самыми богатыми запасами нефти на территории северной Африки. Суммарно добывают около 2,5 миллионов баррелей ежедневно (Ливия — 1 миллион, Алжир — 1,5 миллиона);
- Ангола. Занимает основные позиции в добыче и реализации углеводородов на территории Южной и Центральной Африки. Ежедневный объем экспорта составляет 1,7 миллиона баррелей;
- Нигерия. Основной экспортер нефти в Западной Африке (более 2 миллионов баррелей в день);
- Казахстан. Дневной объем экспорта — 1,4 миллиона баррелей;
- Канада и Венесуэла. Лидеры по добыче нефти в Северной и Южной Америках соответственно (суточная норма добычи составляет приблизительно по 1,5 миллиона баррелей для каждого государства);
- Норвегия. Основной европейский экспортер, который ежедневно добывает 1,7 миллиона баррелей;
- Страны Персидского залива (Катар, Иран, Ирак, ОАЭ, Кувейт). Суммарный объем дневного экспорта — 11 миллионов баррелей;
- Россия (7 миллионов баррелей в день);
- Саудовская Аравия, которая занимает лидирующую позицию в рейтинге крупнейших экспортеров нефти — около 8,5 миллионов баррелей ежедневно (до 1991 года лидером являлся Советский Союз, в эпоху своего расцвета добывавший до 9 миллионов баррелей в день).
Следует отметить, что бурная разработка нефтяных месторождений привела к значительному сокращению запасов данных углеводородов. По оценкам экспертов, при существующих сейчас темпах добычи залежей нефти хватит приблизительно на 50 лет (по некоторым прогнозам — на 70 лет).
ОПЕК
ОПЕК — это межправительственная организация государств, которые занимают ведущие позиции в добыче и экспорте нефти. Сегодня в нее входят 14 стран, представляющие 3 континента:
- Африку (Габон, Экваториальная Гвинея, Нигерия, Ливия, Ангола, Алжир);
- Азию, а вернее ее Юго-Западную часть (Кувейт, Иран, ОАЭ, Ирак, Саудовская Аравия, Катар);
- Латинскую Америку (Эквадор и Венесуэла).
Основные решения о последующей деятельности государств-членов ОПЕК принимаются на:
- встречах министров, отвечающих за энергетику и добычу нефти. Повестка дня, в основном, касается анализа и прогноза развития нефтяного рынка на ближайшее время;
- конференциях, в которых принимает участие все руководство стран-участниц. На них, как правило, обсуждаются решения об изменении норм добычи в связи с колебаниями рынка.
Исходя из этого, можно выделить главную задачу ОПЕК — это регламентация квот добычи нефти, а также балансировка цен на углеводороды. По этой причине многими специалистами данная межправительственная организация рассматривается в качестве своеобразного картеля.
Монополизацию нефтяного рынка ОПЕК подтверждают и различные цифры. Согласно расчетам, на данный момент государства, входящие в состав организации, контролируют приблизительно 33% мировых нефтяных запасов. Их доля в общемировой добыче углеводородов составляет 35%. Таким образом, суммарная доля экспорта государствами ОПЕК превышает 50% от мирового.
Общемировые доказанные запасы нефти (по состоянию на 2015 год) составляют 1657,4 млрд. баррелей. Самые большие запасы нефти – 18,0% всех мировых запасов – находятся на территории Венесуэлы. Доказанные запасы нефти в данной стране составляют 298,4 млрд. баррелей. Саудовская Аравия является второй по величине нефтяных запасов страной в мире. Объем ее доказанных запасов составляет около 268,3 млрд. баррелей нефти (16,2% общемировых). Доказанные запасы нефти в России составляют примерно 4,8% мирового – около 80,0 млрд. баррелей, в США – 36,52 млрд. баррелей (2,2% общемировых).
Запасы нефти в странах мира (по состоянию на 2015 год), баррелей
Производство и потребление нефти по странам
Мировым лидером по добыче нефти является Россия – 10,11 млн. барр./сутки, на втором месте Саудовская Аравия - 9,735 млн. барр./сутки. Мировым лидером по потреблению нефти являются США – 19,0 млн. барр./сутки, на втором месте Китай - 10,12 млн. барр./сутки.
Производство нефти по странам мира (по состоянию на 2015 год), барр./сутки
данные http://www.globalfirepower.com/
Потребление нефти по странам мира (по состоянию на 2015 год), барр./сутки
данные http://www.globalfirepower.com/
Эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) ожидают, что мировой спрос на нефть вырастет на 1,4 млн барр./сутки в 2016 году до 96,1 млн барр./сутки. В 2017 году, согласно прогнозам, мировой спрос достигнет 97,4 млн барр./сутки.
Мировой экспорт и импорт нефти
Лидерами по импорту нефти в настоящее время являются США – 7,4 млн. барр./сутки и Китай – около 6,7 млн. барр./сутки. Лидерами по экспорту являются Саудовская Аравия – 7,2 млн. барр./сутки и Россия 4,9 млн. барр./сутки.
Объем экспорта по странам мира в 2015 году
место | страна | объем экспорта, барр./день | изм.,% к 2014 году |
1 | Саудовская Аравия | 7163,3 | 1,1 |
2 | Россия | 4897,5 | 9,1 |
3 | Ирак | 3004,9 | 19,5 |
4 | ОАЭ | 2441,5 | -2,2 |
5 | Канада | 2296,7 | 0,9 |
6 | Нигерия | 2114,0 | -0,3 |
7 | Венесуэла | 1974,0 | 0,5 |
8 | Кувейт | 1963,8 | -1,6 |
9 | Ангола | 1710,9 | 6,4 |
10 | Мексика | 1247,1 | 2,2 |
11 | Норвегия | 1234,7 | 2,6 |
12 | Иран | 1081,1 | -2,5 |
13 | Оман | 788,0 | -2,0 |
14 | Колумбия | 736,1 | 2,0 |
15 | Алжир | 642,2 | 3,1 |
16 | Великобритания | 594,7 | 4,2 |
17 | США | 458,0 | 30,5 |
18 | Эквадор | 432,9 | 2,5 |
19 | Малайзия | 365,5 | 31,3 |
20 | Индонезия | 315,1 | 23,1 |
данные ОПЕК
Объем импорта по странам мира в 2015 году
место | страна | объем импорта, барр./день | изм., % к 2014 году |
1 | США | 7351,0 | 0,1 |
2 | Китай | 6730,9 | 9,0 |
3 | Индия | 3935,5 | 3,8 |
4 | Япония | 3375,3 | -2,0 |
5 | Южная Корея | 2781,1 | 12,3 |
6 | Германия | 1846,5 | 2,2 |
7 | Испания | 1306,0 | 9,6 |
8 | Италия | 1261,6 | 16,2 |
9 | Фрация | 1145,8 | 6,4 |
10 | Нидерланды | 1056,5 | 10,4 |
11 | Таиланд | 874,0 | 8,5 |
12 | Великобритания | 856,2 | -8,9 |
13 | Сингапур | 804,8 | 2,6 |
14 | Бельгия | 647,9 | -0,3 |
15 | Канада | 578,3 | 2,6 |
16 | Турция | 505,9 | 43,3 |
17 | Греция | 445,7 | 6,0 |
18 | Швеция | 406,2 | 7,5 |
19 | Индонезия | 374,4 | -2,3 |
20 | Австралия | 317,6 | -28,0 |
данные ОПЕК
На сколько лет хватит запасов нефти?
Нефть относится к невозобновляемым ресурсам. Доказанные запасы нефти (на 2015 год) составляют примерно 224 млрд т (1657,4 млрд баррелей), предполагаемые - в 40-200 млрд т (300-1500 млрд баррелей).
Мировые разведанные запасы нефти оценивались к началу 1973 года в 77 млрд т (570 млрд баррелей). Таким образом, в прошлом разведанные запасы росли (также растёт и потребление нефти - за последние 40 лет оно выросло с 20,0 до 32,4 млрд баррелей в год). Однако, начиная с 1984 г., годовой объём мировой нефтедобычи превышает объём разведываемых запасов нефти.
Мировая добыча нефти в 2015 году составляла около 4,4 млрд т в год, или 32,7 млрд баррелей в год. Таким образом, при нынешних темпах потребления, доказанных запасов нефти хватит примерно на 50 лет, предполагаемых запасов - ещё на 10-50 лет.
Рынок нефти в США
По состоянию на 2015 год США импортировали примерно 39% общего объема потребления нефти и 61% добывали самостоятельно. Основными странами экспортерами нефти в США являются Саудовская Аравия, Венесуэла, Мексика, Нигерия, Ирак, Норвегия, Ангола и Великобритания. Примерно 30% импортируемой в США нефти и 15% от общего объема потребления нефти в США - нефть арабского происхождения.
По оценкам экспертов, стратегические запасы нефти в США в настоящее время составляют более 695 млн баррелей, а коммерческие запасы нефти - около 520 млн баррелей. Для сравнения в Японии стратегические запасы нефти составляют около 300 млн баррелей, а в Германии - около 200 млн баррелей.
Добыча нефти в США из нетрадиционных источников в 2008-2012 годах увеличилась приблизительно в пять раз, составив к концу 2012 года почти 2,0 млн баррелей в день. К началу 2016 года 7 крупнейших бассейнов сланцевой нефти давали уже около 5,0 млн баррелей ежедневно. Средняя доля сланцевой нефти, или как ее часто называют, легкой нефти из плотных пластов, в общей добыче нефти в 2016 году составила 36% (по сравнению с 16% в 2012 году).
Добыча традиционной сырой нефти в США (включая конденсат) составила в 2015 году на 8,6 млн барр./сутки, что на 1,0 млн барр./сутки меньше, чем в 2012 году. Общий объем добычи нефти в США, включая сланцевую, в 2015 году составил более 13,5 млн барр./сутки. Большая часть прироста в течение последних лет была обусловлена увеличением добычи нефти в Северной Дакоте, Техасе и Нью-Мексико, где применялись технологии гидроразрыва пласта (ГРП) и горизонтального бурения для производства нефти из сланцевых пластов.
В процентном выражении (прирост на 16,2% по сравнению с предыдущим годом) 2014 год стал лучшим за более чем шести десятилетий. Ежегодное увеличение добычи нефти регулярно превосходило 15% в первой половине 20-го века, но эти изменения были меньше в абсолютном выражении, потому что уровни производства были значительно ниже, чем они есть сейчас. Добыча нефти в США росла в каждом из предыдущих шести лет. Эта тенденция последовала за периодом с 1985 по 2008 год, в котором добыча нефти падала в каждый год (за исключением одного года). В 2015 году рост добычи нефти в США приостановился по причине резкого падения цен на нефть во второй половине 2014 года.
Согласно последним оценкам МЭА, добыча традиционной нефти в США в 2016 году составит 8,61 млн барр./сутки, в 2017 году - 8,2 млн барр./сутки. Спрос на нефть в США в 2016 году составит в среднем 19,6 млн барр./сутки. Прогноз средней цены на нефть на 2016 год повышен до $43,57 за баррель, на 2017 год - до $52,15 за баррель.
Владимир Хомутко
Время на чтение: 6 минут
А А
Организация стран – экспортёров нефти
ОПЕК является русской аббревиатурой OPEC – The Organization of the Petroleum Exporting Countries, что в переводе означает Организация стран – экспортеров нефти.
Она была основана в 1960 году, и в настоящее время её действительными членами являются следующие государства:
- Саудовская Аравия.
- ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты).
- Кувейт.
- Катар.
- Венесуела.
- Эквадор.
- Алжир.
- Иран.
- Ирак.
- Ливия.
- Нигерия.
Поскольку страны – экспортеры нефти, входящие в этот картель, добывают почти половину всей мировой нефти, ОПЕК способна существенно влиять на нефтяные котировки. 40 процентов общемирового экспорта черного золота приходится на долю этого картеля. В 1962-ом году ОПЕК был зарегистрирован ООН как полноправная межправительственная организация.
Основные цели этой организации:
- унификация нефтяной политики и координация совместных действий стран-членов;
- организация эффективной индивидуальной и коллективной защиты их коммерческих интересов;
- контроль стабильности мировых нефтяных цен;
- обеспечение соблюдения следующих интересов стран, входящих в картель, а именно:
- поддержание устойчивого уровня доходов;
- эффективное, рентабельное и регулярное снабжение потребителей добываемой продукцией;
- справедливое распределение получаемых от инвестиций в нефтяную отрасль доходов;
- охрана окружающей среды.
Полноправными членами этой организации являются страны – основатели ОПЕК. Для вступления в эту организацию других нефтедобывающих стран они должны подать заявки, которые рассматриваются на конференции и могут быть либо одобрены, либо отклонены. Для вступления в ОПЕК заявку должны поддержать не менее трех четвертей её действительных членов.
Структура ОПЕК
Высшим органом этой организации является Конференция министров стран-ленов. Кроме того, текущее управление осуществляет Совет директоров, который представлен одним делегатом от каждого государства.
Конференция намечает основные политические направления ОПЕК, а также устанавливает пути реализации политики картеля и определяет средства, необходимые для её практического воплощения. Кроме того, этот орган управления рассматривает доклады и рекомендации, которые предоставляет Совет директоров, а также утверждает бюджеты, необходимые для реализации проводимой политики. По поручению Конференции Совет директоров готовит рекомендационные доклады по всем вопросам, которые, так или иначе, представляют интерес для ОПЕК.
Совет директоров (управляющих) также назначается Конференцией. В него, как правило, входят министры нефти, нефтяной промышленности или энергетики стран-членов ОПЕК. Также на Конференции выбирается президент и назначается генеральный секретарь картеля.
Секретариат подчиняется Совету директоров. Генеральный секретарь – это высшее должностное лицо этой организации и её официальный полномочный представитель. Он также руководит Секретариатом ОПЕК.
Его основная задача – организация текущей работы и руководство ею. В настоящее время (начиная с 2007-го года) этот пост занимает Абдалла Салем аль-Бадри. Секретариат ОПЕК состоит из трех департаментов.
В структуре этой организации есть специальная экономическая комиссия, в ведении которой – все вопросы, касающиеся стабильности мировых рынков нефти и соблюдения справедливого уровня цен.
Для того, чтобы нефть ОПЕК сохраняла свое глобальное стратегическое значение как первостепенный энергоресурс (основная задача ОПЕК), эта комиссия постоянно мониторит все изменения, происходящие на мировых энергетических рынках, и регулярно приносит новости в Конференцию об их характере и возможных причинах.
Начиная со дня своего основания (1960-ый год) главной своей задачей ОПЕК поставила выработку и последующее представление единой позиции всех стран, входящих в неё, для того, чтобы ограничить влияние крупнейших мировых нефтяных корпораций на рынок.
Однако в реальности организация до 1973-го года не смогла изменить расстановку сил на этом рынке. Существенные изменения в эту расстановку внес внезапно вспыхнувший в 1973-ем году вооруженный конфликт, в которой, с одной стороны, участвовали Сирия и Египет, а с другой – Израиль.
Активная поддержка Соединенных Штатов позволила Израилю достаточно быстро вернуть себе потерянные территории, в результате чего в ноябре стороны подписали соглашение о прекращении военных действий.
В октябре того же 1973-го года страны ОПЕК выступили против проводимой Штатами политики и ввели эмбарго на продажу нефти этой стране, одновременно подняв на 70 процентов отпускные цены на нефть для тех западноевропейских стран, которые выступали в качестве союзников США.
За одну эти новости подняли стоимость барреля черного золота с 3-х долларов США до 5,11. В январе 1974 года организация еще увеличила цену – до 11,65 американских долларов за баррель. Все эти события произошли в тот момент, когда уже 85 процентов американцев не могли себя представить без личного автомобиля.
Несмотря на введенные президентом Никсоном жесткие меры по ограничению использования энергоресурсов, внутренняя экономическая ситуация резко ухудшилась. На Западе наступил серьезный спад экономического развития. На пике этого кризиса галлон бензина в США вместо 30-ти центов стал стоить 1,2 доллара.
Уолл Стрит на эти новости отреагировал мгновенно. С одной стороны, волна суперприбылей резко подняла цены на акции нефтедобывающих компаний, а с другой – все остальные акции подешевели к конце 1973-го в среднем на 15-ть процентов.
Индекс Доу Джонса за этот временной промежуток упал с 962-х до 822-х пунктов. Несмотря на то, что в марте 1974-го эмбарго против Соединенных Штатов сняли, последствия этого решения ОПЕК еще долго не удавалось гладить. Доу Джонс падал в течение следующих двух лет, и за период с 1973-го до декабря 1974-го снизился на 45 процентов – с 1051-го до 577-ми пунктов.
В пику кризису западной экономики, нефтяные доходы основных арабских нефтедобывающих государств в это же время росли очень быстрыми темпами.
К примеру, Саудовская Аравия увеличила свою прибыль с 4 миллиардов 350 миллионов до 36 миллиардов долларов. Для Кувейта этот показатель скакнул с 1,7 миллиарда до 9,2, а в Ираке – с 1,8 до 23,6 миллиардов американских долларов.
Огромные доходы от продажи черного золота привели к тому, что в 1976-ом ОПЕК создает в своей структуре Фонд международного развития, который представлял из себя мощный финансовый институт, целью которого стало финансирование дальнейшего развития отрасли.
Штаб-квартира этого Фонда была организована в Вене (так же, как штаб-квартира ОПЕК). Основной задачей этого Фонда стало организация всемерного содействия для обеспечения сотрудничества между странами ОПЕК и другими развивающимися государствами.
Фонд ОПЕК выдает займы на льготных условиях, и делятся эти займы на три вида:
- для реализации одобренных ОПЕК проектов;
- для воплощения в жизнь государственных программ развития нефтяной отрасли;
- для поддержания платежного баланса.
Материальные ресурсы, которыми распоряжается Фонд, состоят из взносов, которые добровольно вносят государства-члены организации, а также из прибылей, получаемых в результате инвестиционной и кредитной деятельности самого Фонда.
Конец 70-х годов прошлого века ознаменовался сокращением мирового потребления нефтепродуктов, и тому было несколько причин.
Во-первых, на мировом нефтяном рынке активизировались страны, не являющиеся членами ОПЕК.
Во-вторых, на потребление энергоресурсов сильно повлиял экономический спад в западных странах.
В-третьих, усилия по уменьшению потребления энергоресурсов стали давать свои плоды.
Дошло до того, что США, крайне обеспокоенные высокой активностью Советского Союза в этом регионе (особенно – после того, как советские войска вошли в Афганистан), во избежание возможных экономических потрясений в нефтедобывающих странах пригрозил использованием военной силы, если ситуация с поставками нефти повториться. Все это привело к постепенному снижению нефтяных котировок.
Несмотря на все принимаемые меры, 1978 год стал годом второго нефтяного кризиса, главными причинами которого были революция в Иране и мощный политический резонанс, вызванный израильско-египетскими договоренностями, достигнутыми в Кемп-Девиде. В 1981-ом стоимость барреля достигла отметки 40 долларов.
Наиболее полно слабость ОПЕК стала видна в начале 80-х годов двадцатого столетия, когда полномасштабное освоение новых месторождений черного золота в странах, не входящих в картель, а также широкое повсеместное внедрение энергосберегающих технологий и общая стагнация мировой экономики резко уменьшила спрос на это сырье в наиболее развитых с промышленной точки зрения странах. Результат – практически двукратное падение цен на нефть.
В течение последовавших за этим пяти лет на рынке было все спокойно, и нефтяная цена плавно снижалась.
Все изменил декабрь 85-го, когда добыча нефти странами ОПЕК резко возросла (до 18-ти миллионов баррелей в сутки). Это было началом настоящей ценовой войны, которую спровоцировала Саудовская Аравия.
В результате этого процесса нефтяные котировки всего за несколько месяцев рухнули более, чем вдвое – с 27-ми американских долларов за баррель до 12-ти.
Следующий нефтяной кризис начался в 1990-ом.
В августе этого года Ирак напал на Кувейт, что привело к резкому скачку нефтяных цен – с июльских 19-ти долларов до октябрьских 36-ти. Стоит сказать, что потом цены на нефть вернулись на свой прежний уровень, причем еще до того, как США начали военную операцию “Буря в пустыне”, которая привела к поражению Ирака и закончилась экономической блокадой этого государства.
Несмотря на то, что в большинстве стран-членов ОПЕК постоянно наблюдалось перепроизводство черного золота, и на то, что конкуренция со стороны не входящих в картель стран на рынке нефти значительно возросла, нефтяные котировки в течение 90-х годов были достаточно стабильны (если сравнивать резкие колебания восьмидесятых).
Очередное падение стоимости барреля началось в самом конце 1997-го, что привело к крупнейшему за всю историю нефтяному мировому кризису 1998-го.
Многие эксперты обвиняют в этом кризисе как раз ОПЕК, которая в ноябре 1997-го на своей конференции в Джакарте приняла решение об увеличении уровня нефтедобычи, в результате чего организация вроде как экспортировала дополнительные нефтяные объемы, и цены на нефть резко пошли вниз. Однако, в защиту ОПЕК стоит сказать, что совместные усилия этой организации и не входящих в неё нефтедобывающих государств, предпринятые в 1998-ом году, дали возможность предотвратить дальнейший обвал мировых цен. Если бы не эти меры, многие аналитики сходятся на том, что черное золото могло подешеветь до 6-ти – 7-ми долларов за баррель.
Кризис, начавшийся в конце 2014-го и продолжающийся до сих пор, вынудил ОПЕК вновь сесть за стол переговоров с прочими нефтедобывающими державами. Принятое этой организацией решение ограничить экспорт нефти в 2016-ом году, перенесенное и на 2017-ый, и сокращение объемов добычи благотворно сказалось на нефтяных котировках, хотя говорить об окончательной стабилизации рынка энергоресурсов пока рановато.
Проблемой этой организации является наличие у её членов противоположных интересов.
К примеру, Саудовская Аравия и прочие государства Аравийского полуострова – малонаселенные, однако их нефтяные запасы – огромны, что привлекает крупных западных инвесторов. Другие страны-члены картеля, такие, как Нигерия, обладают гораздо большей численностью населения, в результате чего многие решения ОПЕК приводят к снижению уровня жизни в этих странах, а также заставляют их залезать в долги.
Вторая проблема более интересна – «куда девать получаемые деньги»?
Грамотно распорядиться огромными нефтяными доходами (как это сделали, например, ОАЭ) достаточно непросто. Многие правительства стран ОПЕК затевали различные «стройки века» «во славу своих народов», однако эти проекты не всегда были разумным вложением капиталов.
Третья и главная проблема – технологическая отсталость государств картеля.
Решить эту проблему могли бы урбанизация и индустриализация, и шаги в этом направлении уже предпринимаются.
Четвертая проблема – отсутствие квалифицированных национальных кадров.
Внедрение новых современных технологий должно осуществляться высококвалифицированными профессионалами, а их в странах картеля подчас просто нет. Проблема решается с помощью иностранных специалистов, однако это порождает массу противоречий, которые постепенно усиливаются по мере развития общества.
Все одиннадцать государств ОПЕК сильно зависят от нефтяных доходов, кроме, пожалуй, ОАЭ, в которых их доля в бюджете постепенно снижается. В настоящее время доля бюджетных доходов в Арабских Эмиратах от экспорта нефти составляет менее 30-ти процентов, а в Нигерии этот показатель находится на уровне 97 процентов, поэтому эта страна экспортирует почти всю добываемую у себя нефть. Диверсификация экономики и снижение зависимости от «нефтяной иглы» – вот путь, который может помочь развитию стран, для которых экспорт нефти и газа зачастую является единственным источником пополнения казны.
Цели и задачи ОПЕК
Все двенадцать государств пребывают в глубочайшей зависимости от заработков собственной нефтяной индустрии. Наверное, единствен ная из государств, представляющая исключение, это Эквадор, кото рая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых материалов. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.
ОПЕК организована государствами нефтеэкспортерами для исполнения последующих главных целей и задач:
- Координация и унификация нефтяной политики государств – членов;
- Определение более действенных коллективных и личных средств охраны их интересов;
- Внедрение нужных средств и методов обеспечивания устойчивости расценок на крупном рынке нефти;
- Охрана интересов государств – изготовителей нефти методом обеспечивания им стойких прибылей;
- Обеспечивание действенного, постоянного и выгодного снабжения нефтью государств – покупателей;
- Обеспечивание получения объективных прибылей инвесторами от финансовложений в нефтяную промышленность;
- Обеспечивание охраны среды;
- Совместная работа со государствами, которые не считаются членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации крупного рынка нефти.
Сейчас члены организации держут под контролем приблизительно две третьих разведанных запасов нефти на планете. ОПЕК гарантирует 40% мировой добычи и половину крупного экспорта этого ценного сырья. Организация согласовывает политику нефтедобычи и крупное ценообразование на сырую , также устанавливает квоты на размеры производства нефти. И невзирая на расхожее мнение, что время ОПЕК прошло, она как и раньше остается одним из более авторитетных глобальных инвесторов в нефтяной отрасли, характеризующих ее предстоящее становление.
Совместные трудности становления всех государств ОПЕК
Потому что большая часть, если не все из стран-участников ОПЕК считаются развивающимися государствами со схожим муниципальным приспособлением, со схожей культурой, идеологией, политикой, то конечно, что они все на тернистом пути становления встречают одинаковые преграды. В основном, эти все преграды соединены с закоренелым складом ума народа данных государств. Так как очень нелегко перейти к новому виду публичного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и обыкновений, которые укреплялись в сознании народа веками.
Одним из главных недочетов ОПЕК состоит в том, что она соединяет воединыжды державы, интересы которых часто обратны. Саудовская Аравия и др державы Аравийского полуострова относятся к количеству малонаселенных, но владеют огромными припасами нефти, большими вложениями в следствии рубежа и поддерживают очень тесные дела с западными нефтяными компаниями. Для иных входящих в ОПЕК государств, к примеру Нигерии, свойственны высочайшая численность народонаселения и бедность, они продадут дорогие программы финансового становления и имеют гигантскую задолженность.
2-ой, казалось бы, простой неувязкой считается очевидная «куда деть средства». Так как не всегда просто верно воспользоваться хлынувшим на страну дождем нефтедолларов. Монархи и правители государств, на которые обвалилось достояние, рвались применять его «во популярность личного народа» и потому затевали разные «стройки века» и прочие сходственные планы, которые никак невозможно именовать осмысленным инвестицией денег. Исключительно позже, как скоро прошла эйфория от первого счастья, как скоро немного охладился пыл вследствие падения тарифов на нефть и понижения муниципальных заработков, средства муниципального бюджета стали расходоваться наиболее уместно и хорошо.
Третьей, неувязкой считается компенсация научно-технической отсталости государств ОПЕК от основных государств мира. Так как к моменту сотворения организации некие из государств, входящих в ее состав, еще не отделались от пережитков феодального строя! Решением таковой трудности имела возможность быть убыстренная индустриализация и урбанизация. Введение новейших технологий в создание и, в соответствии с этим, жизнь жителей нашей планеты не прошло безо всяких следов для народа. Главными шагами индустриализации были неких зарубежных фирм, к примеру АРАМКО в Саудовской Аравии, и интенсивное вербование частного капитала в промышленность. Это производилось методом многосторонней гос поддержки частному сектору экономики. К примеру, в этой же Аравии было сотворено 6 особых банков и фондов, которые оказывали помощь бизнесменам под гарантии страны.
4 неувязкой считается недостающая государственных кадров. Оказывается сотрудники в государстве оказались неподготовленными к введению свежих технологий и оказались неспособными обслуживать прогрессивные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, также иных заводах и предприятиях. Решением данной проблем стало вербование зарубежных профессионалов. Это было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Так как скоро это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием сообщества.
Россия и ОПЕК
Начиная с 1998 года Россия считается наблюдателем в ОПЕК. За этот период времени стороны приобрели положительный навык партнерства. Сформировался многообещающий формат постоянных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и сотрудниками из государств, входящих в данную компанию.
Сейчас ОПЕК просто идет на контакт не только лишь с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с вузами Рф, которые готовят проф кадры свежего уровня чтобы достичь желаемого результата .
Мир стоит перед опасностью «длительного нефтяного упадка» и обязан быть готов к тому, что стоимости на нефть станут высокими на протяжении долгого периода, сказал Международный валютный . Это - самое внезапное из официальных предостережений, которые до сего времени звучали в масштабах длительных мониторингов для энергетических поставок.
Наша родина уделяет существенное внимание ситуации на нефтяных рынках не только лишь в контактах со государствами ОПЕК, но и во содействии с ключевыми странами-потребителями. Для Рф, это, сначала, европейские державы (в пределах 90 процентов экспорта нефти). Так, в масштабах Энергодиалога Рф и Евросоюза державы условились, а именно, вместе проанализировать вопрос о воздействии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.
Все державы ОПЕК присутствуют в глубочайшей зависимости от прибылей собственной нефтяной индустрии. Наверное, единственная из государств, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых которые были использованы. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.
Из этого идет, что в отсутствии внешнего рынка говорить о развитии государств ОПЕК нет толку. Экспорт сырья, являясь главным источником заработка государств, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из данного следует, что экономика стран-участников картеля напрямую находится в зависимости от глобальных тарифов на углеводородное сырье.
Вроде как, стоимости на нефть обязаны покрывать производственные и главные опасности изготовителей. Если взглянуть под другим углом, расценки не могут оказывать негативного воздействия на становление мировой экономики и, а именно, обязаны разрешать осуществление вложений в становление нефтяной индустрии
ОПЕК и ВТО
Значение энергетики для финансового становления нереально переоценить, но этой неувязкой нередко третируют на уровне масштабных институтов, а нормы интернациональной торговли в энергетическом секторе фактически не срабатывают. Старания ВТО, к примеру, сначала концентрируются на преодолении барьеров для импорта, на тот момент как в области энергетики лимитирования в основном дотрагиваются экспорта.
В отличие от иных продуктов ископаемые виды горючего неповторимы. Они гарантируют огромную часть энергии во всем мире, хотя являют из себя окончательный ресурс. Опаски, связанные с нехваткой ресурсов, принуждают главных инвесторов принимать конструктивные меры, чтоб обеспечить доступ к источникам энергии. Может быть предстоящее обострение геополитических столкновений, в специфики с учетом мониторингов профессионалов о подъеме спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% данного роста обязаны покрыть ископаемые виды горючего.
Значимость ископаемых видов горючего для удовлетворения возрастающего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости данных ресурсов для стран-экспортеров. Заключительные оценивают энергетику как принципиальный инструмент личного становления - во всех качествах данного понятия. Вследствие этого они нередко предпринимают шаги, противоречащие основам независимой торговли. Исключительность энергетики возрастает в связи растущей озабоченности, связанной с экологией. Страны, бравшие на себя обещания по сокращению выбросов, употребляют для производства другой энергии дотации и , что противоречит основам независимой торговли и ВТО.
Нормы интернациональной энергетической торговли обязаны избегать последних подходов - как внедрения всех основ вольной торговли, так и однобокого муниципального либо регионального регулирования.