ЗСУ-23-4 «Шилка» является настоящей легендой среди зенитных самоходных установок (ЗСУ), а ее долгая войсковая жизнь заслуживает исключительно уважения. Данная ЗСУ – это пример рационального отношения к боевой технике, которая уже снята с производства, но еще в состоянии выполнять возложенные на нее задачи.
Несмотря на то, что серийное производство ЗСУ-23-4 «Шилка», названной так в честь реки, левого притока Амура, было прекращено еще в 1982 году, модернизации данной установки продолжают появляться сегодня не только в России, но и в других странах – Польше, Украине, а сама ЗСУ по-прежнему находится на вооружении сухопутных войск РФ.
ЗСУ-23-4 «Шилка» (индекс ГРАУ 2А6) – советская зенитная самоходная установка, предназначенная для непосредственного прикрытия наземных войск, поражения различных низколетящих воздушных целей (вертолеты, самолеты, БПЛА, крылатые ракеты), а также наземных (надводных) целей как огнем с места, так и при стрельбе с коротких остановок или в движении. Разработкой комплекса занималось знаменитое КБ Прибостроения из города Тула, а производством УМЗ – Ульяновский механический завод, входящий сегодня в состав «Концерна ВКО «Алмаз-Антей». Предприятие занимается модернизацией ЗСУ-23-4 «Шилка» и в настоящее время. В Советском Союзе данная ЗСУ входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена. Серийное производство установки, которая была вооружена счетверенной автоматической 23-мм пушкой с темпом стрельбы 3400 выстрелов в минуту, началось в 1964 году и продолжалось вплоть до 1982 года. Всего за это время было собрано порядка 6,5 тысяч ЗСУ данного типа.
Практически ни один из военных конфликтов второй половины XX века не обошелся без использования данной боевой машины. «Шилка» участвовала в боях на территории Вьетнама, где была достаточно серьезной угрозой для американских летчиков. Активно использовалась в арабо-израильских войнах, гражданской войне в Анголе, в ливийско-египетском конфликте, ирано-иракской и эфиопо-сомалийских войнах, в боевых действиях на Балканах и в зоне Персидского залива. СССР широко использовал данные ЗСУ во время войны в Афганистане. В Афгане «Шилки» использовались не в качестве систем ПВО, а в качестве боевых машин поддержки пехоты, наводя настоящий ужас на душманов. За колоссальную боевую мощь четырех спаренных автоматических пушек, обладающих огромной скорострельностью, афганские моджахеды прозвали «Шилку» – «шайтан-арбой» – чертовой телегой. При отсутствии реальной угрозы с воздуха установка использовалась для ведения огня по различным наземным целям, в том числе легкобронированным, на расстоянии до 2-2,5 км она могла легко подавить огнем любые укрепления противника.
ЗСУ-23-4 «Шилка»
При этом «Шилка» остается востребованной и в XXI веке. Данная ЗСУ активно используется в военном конфликте на территории Сирии. Здесь ее также используют в качестве машины огневой поддержки, которая прикрывает действие атакующих пехотных подразделений и танков. Плотным огнем скорострельных пушек установка уничтожает пулеметчиков, снайперов и гранатометчиков противника. Особенно эффективна данная установка при ведении боевых действий в условиях плотной городской застройки. Угол подъема автоматических 23-мм орудий составляет 85 градусов, что позволяет легко подавлять позиции боевиков, расположенные даже на верхних этажах зданий. По словам военных экспертов, без участия ЗСУ-23-4 в Сирии в последнее время не проводится ни одна масштабная армейская операция.
Счетверенная автоматическая 23-мм пушка, обладая высокой скорострельностью и большой начальной скоростью полета снарядов, в состоянии создать настоящее «море» огня. Поэтому даже танк, который попадает под ее обстрел, может быть выведен из боя, потеряв практически всё навесное оборудование и приборы наблюдения. Хотя современные зенитно-ракетные и ракетно-пушечные комплексы ПВО, имеющиеся в распоряжении Сухопутных войск России, превосходят «Шилку» по своим параметрам и характеристикам, главным достоинством ЗСУ остается возможность ее использования на передовой линии при непосредственном соприкосновении с войсками противника. Спасает наличие противоосколочной и противопульной брони.
До сих пор установка ЗСУ-23-4 стоит на вооружении десятков стран мира, являясь недорогим, но при этом универсальным средством для решения различных боевых задач. В то же время появление на сцене новых средств воздушного нападения и нарастание темпов современного боя сделали необходимым процесс модернизации установки. Счет используемых в разных армиях мира «Шилок» все еще идет на сотни. При этом несмотря на свой уже достаточно почетный возраст, альтернативы им часто нет. Особенно, принимая во внимание тот факт, что не каждое государство может позволить себе приобретение новых ЗСУ. В этих условиях задача модернизации машины-ветерана лишь становится более актуальной.
ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4»
Специалисты и военные эксперты считают, что одним из лучших вариантов модернизации и «осовременивания» данной боевой машины является российский вариант ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4». Данный вариант модернизации установки неоднократно демонстрировался на выставках как в Нижнем Тагиле, так и в Подмосковном парке «Патриот». Огневые и ходовые возможности ЗСУ «Шилка-М4» демонстрировались и в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2018» на полигоне Алабино. По заверениям разработчиков, возможности модернизированной «Шилки» по противоздушной обороне подразделений сухопутных войск во всех видах боевых действий и противовоздушной обороне стационарных объектов существенно возросли.
ЗСУ-23-4М4 представляет собой модернизированный вариант установки с новой радиолокационной СУО (системой управления огнем) и возможностью установки ЗРК «Стрелец». Обновление СУО сопровождается заменой существующей РЛС на вновь созданную станцию того же частотного диапазона на твердотельной элементной базе с улучшенным набором характеристик. ЗРК «Стрелец» предназначен для обеспечения автоматизированного дистанционного одиночного, последовательного запуска ЗУР типа «Игла» с разнообразных носителей наземного, морского или воздушного базирования. При установке на носителе двух и более боевых модулей «Стрелец» становится возможным осуществление залповых пусков двух ракет по одной цели, что существенно увеличивает шансы ее поражения. Размещение данного комплекса фактически превращает «Шилку» в настоящую ракетно-пушечную зенитную установку.
Также в состав батареи комплекса введен ППРУ – подвижный пункт разведки и управления «Сборка М1» в качестве командного пункта (КП) и телекодовый канал связи для обмена информацией между КП и ЗСУ. На борту модернизированной машины произведена замена аналогового счетно-решающего прибора на современную цифровую вычислительную систему (ЦВС), монтируется цифровая следящая система. Затронула модернизация и гусеничное шасси. Модернизация ходовой направлена на улучшение маневренности и управляемости самоходной установки, а также уменьшение трудоемкости ее эксплуатации и технического обслуживания. Также меняется радиостанция и активный прибор ночного видения, на смену которому пришел пассивный. На модернизированную версию устанавливается также система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры и кондиционер, который улучшает условия работы экипажа, что особенно необходимо в условиях эксплуатации в жарком климате. Численность экипажа самоходки осталась неизменной – 4 человека.
ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4»
Получив в рамках модернизации новую аппаратуру и оборудование, «Шилка-М4» сохранила при этом свое главное и проверенное годами вооружение – счетверенную 23-мм автоматическую пушку 2А7М, которая легко наводится в любом направлении по азимуту с углами склонения/возвышения от -4 до +85 градусов. Эффективная стрельба из данной артиллерийской установки возможна на дистанцию до 2-2,5 километров при начальной скорости полета снарядов 950-970 м/с. Досягаемость установки по высоте составляет 1,5 километра. Данная артиллерийская установка может эффективно использоваться для обстрела летящих целей, перемещающихся со скоростью до 500 м/с. В то же время при использовании зенитных управляемых ракет «Игла» ЗРК «Стрелец» (на боевой машине имеется 4 таких ракеты) дальность поражения целей увеличивается до 5 километров, высота – до 3,5 километров.
Стандартный боекомплект ЗСУ «Шилка-М4» состоит из 2000 23-мм выстрелов и 4 ракет «Игла». При действии в единой системе ПВО максимальная дальность обнаружения воздушных целей может достигать 34 километров. Максимальная дальность сопровождения цели радиоканалом составляет 10 километров, минимальная – 200 метров. Минимальная высота сопровождения воздушных целей радиоканалом составляет 20 метров. Расход снарядов на одну сбитую воздушную цель оценивается в 300-600 выстрелов. Вероятность поражения воздушной цели за один пролет при расходе 300 выстрелов оценивается в 0,5.
В отличие от своих предшественников, модификация «Шилка-М4» в состоянии работать в условиях сложной помеховой обстановки, а также эффективно обнаруживать воздушные цели, летящие на малых высотах. Автоматика обновленного зенитного комплекса самостоятельно вносит поправки на износ стволов пушек и метеорологические условия, а также учитывает иные факторы, влияющие на траекторию полета снарядов и, как следствие, точность стрельбы. Одновременно с вариантом модернизации «Шилка-М4» существует также вариант модернизации ЗСУ-23-4М5, который отличается наличием оптико-локационного канала в составе СУО, способного гарантировать боевую работу ЗСУ в условиях постановки сильных помех, мешающих работе ее РЛС. В проекте модернизации «Шилка-М5» предлагалось также оснащать боевую машину лазерным дальномером и дополнительным телевизионным визиром. Проводимые в настоящее время модернизации легендарной ЗСУ «Шилка» обеспечивают комплексу вторую жизнь и возможность оставаться на вооружении российской армии и армий других стран на протяжении еще длительного периода времени.
ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4»
ЗСУ-23-4 «Шилка»
Основные характеристики
Кратко
Подробно
8.0 / 8.0 / 8.0 БР
4 человек Экипаж
341 % Заметность
лоб / борт / корма Бронирование
9 / 9 / 9 корпуса
0 / 8 / 8 башни
Подвижность
21,0 тонн Масса
534 л/с 280 л/с Мощность двигателя
25 л.с/т 13 л.с/т удельная
54 км/ч вперёд
8 км/ч назад
49 км/ч вперёд
7 км/ч назад
Скорость
Вооружение
2 000 снарядов боезапас
1,0 / 1,3 сек перезарядка
500 снарядов размер обоймы
850 выстрелов/мин скорострельность
4° / 85° УВН
двухплоскостной стабилизатор
Экономика
Описание
ЗСУ-23-4 «Шилка»
В конце 50-х гг. после принятия на вооружение Советской Армии высокоточных зенитных ракет, зарубежным авиационным специалистам срочно пришлось разрабатывать новую тактику: пилотам было предложено летать на предельно малой высоте, чтобы избежать обнаружения новыми средствами ПВО. В этот период штатной системой противовоздушной обороны войск являлась ЗСУ-57-2, но она не могла справиться с новой задачей, поэтому понадобилось срочно разработать более современную зенитную самоходную установку. Такая машина появилась в 1964 году. Это была ЗСУ-23-4 «Шилка».
Предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальности до 2500 м и высотах до 1500 м, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 м с места, с короткой остановки и в движении. В СССР входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена.
Основные характеристики
Бронезащита и живучесть
Шилка в парке Победы
Практически по всей проекции «Шилка» защищена бронелистами толщиной 15 мм. Три из четырёх членов экипажа находится в башне, прямо за боекомплектом, занимающий всю переднюю часть башни. Также рядом с механиком-водителем находится значительный по размерам топливный бак. Всё это не позволяет продержаться хоть сколько-то долго против любых противников: каморные снаряды будут взводится, уничтожая модули и нанося критические повреждения членам экипажа; кумулятивные снаряды будут детонировать топливные баки и боеукладку; крупнокалиберные пулемёты пробивают слабую броню и повреждают членов экипажа, а самолёты (если, конечно, смогут достать «Шилку» в силу определённых обстоятельств) способны своим курсовым вооружением достаточно быстро уничтожить машину.
Встреча вражеского танка на поле боя скорее всего окажется фатальной для «Шилки». Единственное, что можно попытаться сделать против столь бронированных целей - попытаться сбить им гусеницы и повредить ствол. И если гусеницы повреждаются достаточно быстро, то для многих стволов у «Шилки» не хватает мощности снарядов для их повреждения.
Из-за всего перечисленного выше следует сделать вывод, что «Шилка» - техника не второй и даже не третьей линии - ей следует оставаться в укрытии домов, холмов, других препятствий от вражеской наземной техники и сконцентрироваться на уничтожении вражеской авиации, не отвлекаясь на наземную.
Подвижность
Шилка имеет достаточно посредственную подвижность и мобильность - удельная мощность составляет 14.7 лошадиных сил на тонну. Для некоторых танков такой относительно низкий показатель был бы недостатком, но для ЗСУ подвижность является наименее важной характеристикой, поэтому его можно опустить и не рассматривать как недостаток. Большинство безопасных позиций, с которых можно эффективно контролировать небо над полем боя зачастую находится неподалёку от точек возрождения, поэтому нужды в лучшей подвижности нету.
Вооружение
На выбор доступны три ленты для пушек:
- Стандартная : БЗТ - ОФЗТ;
- ОФЗТ : ОФЗТ - ОФЗТ - ОФЗТ - БЗТ;
- БЗТ : БЗТ - БЗТ - БЗТ - ОФЗТ.
Расшифровка:
- БЗТ - Бронебойный зажигательный трассирующий снаряд;
- ОФЗТ - Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд.
Максимальный показатель пробития снаряда БЗТ составляет всего 46 мм, чего зачастую исключительно не достаточно для хоть сколько-то эффективной борьбы с наземной техникой противника, а урон по воздушным целям незначителен (по сравнению с фугасным снарядом), хотя и высок шанс поджога. Приоритетными являются первые две ленты - стандартная, в случае менее точной стрельбы, дабы иметь больше шанса поджечь противника, чтобы тот не ушёл и ОФЗТ для более высокого навыка стрельбы из-за лучшей эффективности снарядов ОФЗТ по воздушным целям. Последняя лента (БЗТ) не имеет какой-либо полезной особенности чтобы её использовать.
Применение в бою
Из-за возможности вылета на самолёте противником в любой момент, в аркадном режиме имеет смысл с самого начала боя брать «Шилку», занимать прикрытую от вражеской наземной техники позицию и прикрывать союзников от штурмовиков и бомбардировщиков противника. Позицию следует подобрать такую, чтобы противнику не был виден аркадный маркер над вашей техникой. Обычно такие позиции есть на точке возрождения либо где-то неподалёку неё. Маркер упреждения хорошо поможет в наведении по самолётам противника, хотя из-за повышенной манёвренности, попасть по вёрткой цели становится на порядок сложнее (чем в РБ или СБ). Для собственной защиты следует опасаться не только штурмовиков и бомбардировщиков, а также и истребителей без подвесного вооружения - на столь высоком уровне боёв истребители имеют мощное курсовое вооружение, способное без особого труда поразить лёгкую броню «Шилки».
Из-за ограничения реалистичного режима на вылет самолётов, некоторое время после начала боя небо будет чистым (а в совсем редких случаях у противника вообще не будет самолётов) и потребность в «Шилке» отпадает. Гораздо более рациональным будет использовать первой техникой танк, принося таким образом несоизмеримо большую пользу своей команде из-за невозможности «Шилки» хоть сколько-то эффективно бороться основной массой наземной техники из-за малого показателя пробития её снарядов. Если же к моменту потери первой техники у противника были замечены воздушные цели - можно смело брать «Шилку» и занимать позицию, с которой будет возможность эффективно наблюдать за небом около поля боя, оставаясь недосягаемым для наземной техники противника - это либо двор, окружённый низкими домами, либо впадина в холмистой местности, а на крайний случай подойдёт и просто точка возрождения. Идеальным будет позиция, с которой открывается отличный обзор на направление к вражескому аэродрому - в таком случае самолёт противника будет замечен заранее и наблюдать за ним до дистанции открытия огня будет значительно проще.
Большинство противников на данном ранге уже имеют самолёты высокого уровня, многие - реактивные, с высокой скоростью полёта, которые особенно затруднительно сбить если те не будут атаковать саму Шилку, технику рядом с ней либо просто пролетать мимо на низкой высоте. Не стоит лишний раз тратить боеприпасы на вражеских истребителей, которые летают на большом расстоянии от поля боя - лучше приберечь боекомплект для вражеской штурмовой авиации.
Штурмовая авиация представляет серьёзную угрозу наземной союзной силе и именно она является основной, заложенной при создании ЗСУ, целью. Например, хороший пилот на бомбардировщике Do.217 (который способен точечно сбрасывать бомбы с пикирования), может уничтожить 3-5 танка с одной бомбовой нагрузки, а довольно футуристически выглядящий истребитель Ho.229 V3 , используя ленту для наземных целей, может нанести ущерб нескольким танкам, поджигая их попаданиями в моторно-трансмиссионное отделение, отвлекая их от сражения с союзниками. Данные самолёты более опасны для наземной техники, чем многие реактивные варианты бомбардировщиков типа Ил-28 из-за более низкой скорости полёта и лучшей управляемости, но это не значит, что реактивные бомбардировщики полностью бесполезны в бою - они тоже способны нанести значительный ущерб союзным танкам.
Самолёт противника необходимо подпустить достаточно близко перед открытием огня по двум причинам: первая - несмотря на высокую скорострельность есть шанс не попасть по самолёту, летящем вдалеке; вторая - увидев трассы пушек «Шилки» противник может отвернуть и начать искать цели подальше от места, от куда по нему вели огонь. В таком случае «Шилка» не получит очередную пометку о сбитом самолёте, а противник будет безнаказанно атаковать наземную технику союзников. Из-за столь большой плотности огня на Шилке можно применить следующую тактику стрельбы - когда противник подойдёт достаточно 1.0 - 1.3 км. необходимо выбрать упреждение по направлению его полёта, после чего требуется взять достаточное упреждение по скорости и меняя упреждение оси скорости противника (будто представляя, что он летит сначала с меньшей скоростью - меньшее упреждение, а потом с большой - большее упреждение) поливать его градом снарядов. Такая стрельба позволяет эффективней поражать цели, летящие на средних и выше средних дистанциях.
Если же противник улетает от Шилки на уже приличной дистанции (более 700-800 метров), то не стоит тратить боекомплект - скорее всего снаряды пролетят мимо, а возможность сбить самолёт будет когда он вернётся - чаще всего они возвращаются.
Достоинства и недостатки
Достоинства:
- Очень высокая скорострельность и плотность огня.
- Достаточно мощные осколочно-фугасные снаряды.
- Высокая скорость наведения башни и орудий.
- Вместительный боезапас.
- Нет перезарядок (непрерывное ленточное питание).
Недостатки:
- Большой размер машины.
- Боекомплект «окружает» башню.
- Малая подвижность.
- Низкий показатель пробития бронебойных снарядов.
- Нет подкалиберных снарядов.
Историческая справка
Шилка на параде на Красной площади в Москве
Сразу после начала серийного производства
Советская ЗСУ «Шилка» - наиболее распространенная в мире зенитная самоходная установка. Эта легендарная боевая машина легко узнается как по внешнему виду, так и по характерному звуку стрельбы.
Зенитная самоходная установка «Шилка» создавалась объединенными усилиями нескольких разработчиков. Головным исполнителем являлось ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода (главный конструктор Н. А. Астров), разработкой приборного комплекса занималось ленинградское ОКБ-357 (главный конструктор В. Э. Пиккель), РПК «Тобол» разрабатывало КБ тульского завода № 668 (главный конструктор Я. И. Назаров), 23-мм автоматическую зенитную пушку «Амур» - ОКБ-575 (главный конструктор Н. Е. Чудаков).
«Шилка» предназначалась для замены зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2. Разрабатывалась для ПВО мотострелковых полков в соответствии с Постановлением СМ СССР от 17 апреля 1957 года. Принята на вооружение Постановлением СМ СССР от 5 сентября 1962 года. Серийно производилась на заводе № 535 (артиллерийская часть) и ММЗ (шасси и сборка) с 1964 по 1982 год.
МОДИФИКАЦИИ
ЗСУ-23-4 - в качестве базы служит гусеничная машина ГМ-575 специальной разработки. Отделение управления - в носовой части, боевое - в средней, силовое - в кормовой. В башне установлена 23-мм счетверенная пушка АЗП-23 «Амур». Вместе с башней она имеет индекс ГРАУ 2А10, а автоматы пушки - 2А7. Суммарный темп стрельбы 3400 выстр/мин, начальная скорость снаряда 950 м/с, наклонная дальность стрельбы по зенитным целям 2500 м. Углы наведения: горизонтальный - 360°, вертикальный - 4°.. .+85°. В кормовой части крыши башни на складывающихся стойках размещена антенна РЛС радиолокационно-приборного комплекса РПК-2 «Тобол». Машина имеет систему электропитания, включающую в себя одновальный газотурбинный двигатель типа ДГ4М-1, предназначенный для вращения генератора постоянного тока, систему ПАЗ, навигационную аппаратуру ТНА-2 и ППО. ЗСУ-23-4В - модернизированный вариант. Повышена надежность различных узлов и агрегатов. Кожух системы вентиляции размещен на правом борту корпуса. Введен командирский прибор наведения.
ЗСУ-23-4В1 - модернизированный вариант ЗСУ-23-4В. Повышена надежность различных узлов и агрегатов, в первую очередь РПК. Кожухи системы вентиляции размещены на лобовых скулах башни. Увеличен ресурс газотурбинного агрегата.
ЗСУ-23-4М1 - модернизированные автоматы 2А7М и пушка 2А10М. Повышена живучесть стволов с 3000 до 4500 выстрелов. Улучшена надежность РЛС и увеличен ресурс ГТА с 600 до 900 ч.
ЗСУ-23-4М2 - модернизация ЗСУ-23-4М1 для использования в горных условиях Афганистана. Из установки был исключен РПК, за счет чего увеличен боекомплект снарядов с 2000 до 3000 шт., введена аппаратура ночного видения для ведения стрельбы ночью по наземным целям.
ЗСУ-23-4М3 «Бирюса» - ЗСУ-23-4М1 с установкой наземного радиозапросчика «Лук» системы радиолокационного опознавания воздушных целей по признаку «свой-чужой».
ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4» - модернизация с установкой радиолокационной СУО и возможностью установки ЗРК «Стрелец». Ввод в состав батареи в качестве командного пункта подвижного пункта разведки и управления (ППРУ) «Сборка М1» и внедрение в ЗСУ телекодового канала связи обмена информацией между ЗСУ и КП.
Замена аналогового счетно-решающего прибора на современную ЦВС.
Устанавливается цифровая следящая система. Модернизация гусеничного шасси, направленная на улучшение управляемости и маневренности самохода и снижения трудоемкости его технического обслуживания и эксплуатации. Активный прибор ночного видения, новые средства связи, кондиционер, система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры.
ЗСУ-23-4М5 «Шилка-М5» - модернизация ЗСУ-23-4М4 с установкой радиолокационной и оптико-электронной СУО.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ЗСУ-23-4 стали поступать в войска в 1965 году, и к началу 1970-х полностью вытеснили ЗСУ-57-2 из подразделений ПВО. Первоначально танковому полку по штату полагался дивизион «Шилок», который состоял из двух батарей по четыре машины. В конце 1960-х годов часто одна батарея в дивизионе вооружалась «Шилками», а другая - ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, куда входили два взвода. Один взвод имел четыре ЗСУ «Шилка», а другой - четыре самоходных ЗРК «Стрела-1» (затем ЗРК «Стрела-10»).
«Шилки» широко применялись Советской армией в Афганистане. Причем в условиях отсутствия воздушных целей эта ЗСУ полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Появился специальный «афганский вариант» - за ненадобностью на нем демонтировали РПК, за счет чего удалось увеличить боекомплект до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел. Аналогично «Шилки» использовались Российской армией и в Чечне.
ЗСУ-23-4 широко экспортировались в страны Варшавского договора, на Ближний Восток и в другие регионы. Они принимали активное участие в арабо-израильских войнах, ирако-иранской войне, а также в войне в зоне Персидского залива в 1991 году.
КОНСТРУКЦИЯ ЗСУ-23-4
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 относится к типу закрытых самоходных установок с кормовым расположением МТО.
В средней части корпуса установлена вращающаяся башня, в которой размещена счетверенная автоматическая 23-мм зенитная пушка АЗП-23 «Амур» с приводами наведения, радиолокационно-приборный комплекс поиска и наведения РПК-2 «Тобол», боеприпасы и три члена экипажа. Вращающаяся башня повышенной точности изготовления установлена на шариковой опоре башни танка Т-54. Корпус и башня сварены из 6- и 8-мм броневых листов.
Амбразура пушки при максимальном угле возвышения стволов частично прикрывается подвижным броневым щитком, ролик которого скользит по направляющей нижней люльки. В боевом отделении слева от пушки находится рабочее место командира машины, справа - оператора дальности, а между ними - оператора поиска-наводчика. Наблюдение за полем боя командир осуществляет через перископические приборы, расположенные во вращающейся командирской башенке.
В боевой обстановке механик-водитель использует для наблюдения перископический прибор БМ-190 или два стеклоблока Б-1. Вне боевой обстановки механик-водитель наблюдает за местностью через свой открытый люк или через ветровое стекло, расположенное в крышке его люка.
ПУШКА АЗП-23 «АМУР»
В башне установлена 23-мм счетверенная пушка АЗП-23 «Амур». Ей вместе с башней присвоен индекс 2А10, автоматам пушки - 2А7, а силовым приводам - 2Э2. Действие автоматики пушки основано на отводе пороховых газов через боковое отверстие в стволе. Ствол состоит из трубы, кожухов системы охлаждения, газовой камеры и пламегасителя. Затвор клиновой, с опусканием клина вниз. Масса одного автомата 85 кг, масса всей артиллерийской части 4964 кг.
Подача патронов боковая, досылание прямое, непосредственно из звена с перекосом патрона. Правые автоматы имеют правую подачу ленты, левые - левую. Подача ленты в приемные окна автоматов производится из патронного короба. Для этого используется энергия пороховых газов, приводящих в действие механизм подачи через затворную раму, и частично - энергия отдачи автоматов. Пушка комплектуется двумя коробками по 1000 патронов (из которых на верхний автомат приходится 480, а на нижний - 520 патронов) и пневматической системой перезарядки для взведения подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке при осечках. На каждой люльке смонтированы два автомата. Две люльки (верхняя и нижняя) укреплены на станине одна над другой на расстоянии 320 мм друг от друга в горизонтальном положении, нижняя выдвинута по отношению к верхней вперед на 320 мм.
Параллельность стволов обеспечивает параллелограммная тяга, соединяющая обе люльки. К нижней люльке крепятся два зубчатых сектора, входящих в зацепление с шестернями входного вала редуктора вертикального наведения. Пушка «Амур» размещена на основании, поставленном на шаровой погон. Основание состоит из верхнего и нижнего коробов. К торцу верхнего короба прикреплена броневая башня. Внутри основания имеются две продольные балки, служащие опорой станины. В подшипниках станины и качаются на цапфах обе люльки с закрепленными на них автоматами.
ОСОБЕННОСТИ СТРЕЛЬБЫ
Питание автоматов снарядами - непрерывное. Темп стрельбы из четырех автоматов - 3600-4000 выстр./мин. Управление стрельбой - дистанционное, с помощью электроспусков. Спуск затворной рамы (то есть открытие огня) производят или командир установки, или оператор поиска. Количество автоматов, назначенных для стрельбы, а также количество выстрелов в очереди определяет командир установки в зависимости от характера цели. Поражение малоскоростных целей (самолеты, вертолеты, парашютные десанты, наземные цели) производится короткими очередями по 3-5 или по 5-10 выстрелов на ствол. Поражение скоростных целей (скоростные самолеты, ракеты) производится короткими очередями по 3-5 или 5-10 выстрелов на ствол, а при необходимости - длинными очередями до 50 выстрелов на ствол с перерывом между очередями 2-3 с.
Независимо от типа очереди после 120-150 выстрелов на ствол делался перерыв на 10-15 с для охлаждения стволов. Охлаждение стволов автоматов во время стрельбы осуществляется жидкостной системой открытого типа с принудительной циркуляцией жидкости. В качестве охлаждающей жидкости в летнее время применяется вода, а в зимнее - НОЖ 65.
БОЕКОМПЛЕКТ
В боекомплект пушки входят 23-мм бронебойно-зажигательные трассирующие (БЗТ) и осколочно-фугасно-зажигательные трассирующие (ОФЗТ) снаряды. Бронебойные снаряды БЗТ массой 190 г не имеют взрывателя и взрывчатого вещества, а содержат лишь зажигательное вещество для трассирования. Осколочные снаряды ОФЗТ массой 188,5 г имеют головной взрыватель МГ-25. Масса патрона 450 г. Гильза стальная, однократного пользования. Баллистические данные обоих снарядов одинаковы - начальная скорость 980 м/с, табличный потолок 1500 м, дальность табличная 2000 м. Снаряды ОФЗТ снабжены самоликвидаторами с временем действия 5-11 с. Каждый пятый патрон в ленте - БЗТ.
Радиолокационный приборный комплекс РПК-2 (1А7) размещается в приборном отсеке башни и состоит из радиолокационной станции 1РЛ33 и приборной части комплекса «Тобол». Радиолокационная станция позволяет обнаруживать и сопровождать воздушные цели, а также точно измерять их текущие координаты. Радиолокационная станция 1РЛ33 работает в импульсном режиме в сантиметровом диапазоне волн и имеет защиту от активных и пассивных помех. Обнаружение станцией воздушных целей осуществляется при круговом или секторном (30-80°) поиске, а также в режиме ручного управления. Станция обеспечивает захват цели на автосопровождение на дальностях не менее 10 км при высоте полета 2000 м и не менее 6 км при высоте полета 50 м. Станция смонтирована в приборном отсеке башни. Антенна станции размещена на крыше башни. В нерабочем положении антенна автоматически складывается и фиксируется.
Отрывок из Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /
Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.
Предназначалась для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 м. Это была первая в истории отечественного зенитного ствольного вооружения ЗСУ, которая могла вести эффективную стрельбу по зенитным целям в движении, в том числе по низколетящим целям, имевшим скорости полета до 450 м/с. При необходимости она могла использоваться для поражения наземных целей на дальности до 2000 м.
Всепогодная 23-мм счетверенная зенитная самоходная установка разрабатывалась в соответствии с Постановлениями СМ СССР от 17 апреля 1957 г., 6 июня и 24 июля 1958 г. Головным исполнителем по ЗСУ в целом являлось ОКБ-40 ММЗ Московского (областного) Совнархоза (главный конструктор Н.А. Астров). Разработкой приборного комплекса занималось ОКБ-357 Ленинградского Совнархоза (главный конструктор В.Э. Пиккель). Радиолокационную станцию сопровождения «Тобол» разрабатывало КБ тульского завода № 668 (главный конструктор Я.И. Назаров). Разработчиком счетверенной 23-мм автоматической зенитной пушки «Амур» являлось ОКБ-575 ГК СМ СССР по ОТ (главный конструктор Н.Е. Чудаков).
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4.
Боевая масса -19т; экипаж - 4 чел.; оружие: автоматическая пушка - 4x23 мм; броневая защита - противопульная; мощность дизеля - 206 кВт (280 л.с.); максимальная скорость - 50 км/ч.
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» (2А6)
В связи с тем, что при разработке комплекса его боевая масса возросла с 14 до 17,6 т, главному конструктору Н.А. Астрову пришлось отказаться от использования в конструкции силовой установки и ходовой части узлов и агрегатов самоходной артиллерийской установки СУ-85 и разработать специальные узлы. В августе 1958 г. на ММЗ были изготовлены два действующих макета для параллельной отработки на них пушки «Амур» и приборного комплекса «Тобол» до изготовления заводского образца. Опытный образец ЗСУ-23-4 для проведения заводских испытаний с имитирующим грузом был изготовлен ММЗ в марте 1959 г. В декабре 1959 г. были проведены заводские испытания опытного образца с пушкой «Амур» в объеме 2600 км пробега и 5300 выстрелов. Пушка была установлена в башне опытного образца, предназначенного для государственных испытаний. Боевая масса самоходной установки после доработки приборного комплекса и пушки «Амур» возросла до 19 т. Государственные испытания комплекса были проведены в период с 26 августа по 24 октября 1961 г. В ходе испытаний машина прошла 1490 км и было произведено 14194 выстрела. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 5 сентября 1962 г. 23-мм счетверенная зенитная самоходная установка комплекса «Шилка» была принята на вооружение. Ее серийное производство было организовано с 1964 по 1969 г. Начиная с 1966 г., гусеничную машину ГМ-575 изготавливали Мытищинский машиностроительный и Минский тракторный заводы, а окончательную сборку комплекса производил Ульяновский механический завод.
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 относилась к закрытому типу самоходных установок с кормовым расположением МТО. В средней части корпуса устанавливалась вращающаяся башня, в которой размещались счетверенная автоматическая 23-мм зенитная пушка Α3Π-23 («Амур») с приводами наведения, радиолокационно-приборный комплекс поиска и наведения РПК-2 («Тобол»), боеприпасы и 3 члена экипажа. Вращающаяся башня большого диаметра (свыше 2700 мм) устанавливалась на шариковой опоре башни танка Т-54 (но повышенной точности изготовления).
В боевом отделении слева от пушки находилось рабочее место командира машины, справа - оператора дальности, а между ними - оператора поиска-наводчика. Наблюдение за полем боя командир осуществлял через перископические приборы, расположенные во вращающейся командирской башенке. В боевой обстановке механик-водитель использовал для наблюдения перископический прибор БМ-190 или два стеклоблока Б-1. Вне боевой обстановки механик-водитель обозревал местность через свой открытый люк или через ветровое стекло, расположенное в лючке броневой крышки люка механика-водителя.
23-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка Α3П-23 (заводской индекс 2Б-У-653, индекс по номенклатуре ГАУ – 2А7) была разработана ленинградским ОКБ-575 на основании Постановления СМ СССР от 17 февраля 1959 г. Она состояла из основания, станины, верхней и нижней люлек, механизмов наводки и четырех автоматов с системами, обеспечивающими их работу. Основанием качающейся части Α3Π-23 являлись две люльки, на каждой из которых было закреплено по два автомата. Параллельность стволов при качании люлек обеспечивала параллелограмная тяга, соединявшая обе люльки. Общая масса пушки составляла 4964 кг.
Каждый из четырех 23-мм автоматов пушки 2А7 представлял собой автоматическое оружие, в котором действие автоматики было построено на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых через боковое отверстие в стенке ствола. По своему устройству все четыре автомата пушки были принципиально одинаковы, но правые автоматы несколько отличались от левых конструкцией деталей механизма подачи лепты и трубопроводами отвода охлаждающей жидкости в гидросистему. Ствол был жестко закреплен в ствольной коробке и при выстреле происходил откат всего автомата на 14-18 мм. Торможение отката и наката осуществлялось пружинными амортизаторами. Накат с выкатом автомата вперед происходил под действием возвратных пружин амортизаторов. Затвор - клиновой, с опусканием клина вниз. Подача снарядов - боковая, досылание - прямое, непосредственно из звена рассыпной металлической ленты. Питание автоматов снарядами - непрерывное. Темп стрельбы из четырех автоматов составлял 3600-4000 выстр./мин. Управление стрельбой - дистанционное, с помощью электроспусков. Подготовка автомата к стрельбе (отвод затворной рамы в заднее положение), перезаряжание в случае осечки при стрельбе, возвращение подвижных частей в переднее положение при стрельбе и по ее окончании осуществлялись с помощью механизма пневмоперезарядки. Спуск затворной рамы (то есть открытие огня) мог производить или командир установки, или оператор поиска. Количество автоматов, назначенных для стрельбы, а также количество выстрелов в очереди определял командир установки в зависимости от характера цели. Поражение малоскоростных целей (самолеты, вертолеты, парашютные десанты, наземные цели) производилось короткими очередями 3-5 или 5-10 выстрелов на ствол.
Поражение скоростных целей (скоростные самолеты, ракеты) производилось короткими очередями 3-5 или 5-10 выстрелов на ствол, а при необходимости - длинными очередями до 50 выстрелов на ствол с перерывом между очередями 2-3 с. Независимо от типа очереди после 120-150 выстрелов на ствол делался перерыв на 10-15 с для охлаждения стволов.
Охлаждение стволов автоматов во время стрельбы осуществлялось жидкостной системой открытого типа с принудительной циркуляцией жидкости. В качестве охлаждающей жидкости в летнее время применялась вода, а в зимнее - НОЖ 65.
Наводка пушки 2А7 осуществлялась электрогидравлическими силовыми приводами следящего типа. Максимальная скорость вращения башни составляла 70 град./с, минимальная - 0,5 град./с. В автоматическом режиме максимальная скорость наводки пушки по углу возвышения составляла 60 град./с, минимальная - 0,5 град./с. Угол вертикальной наводки автоматов - от 9-(4°±30") до +(85°±30"). При стрельбе по наземным целям, а также при техническом обслуживании установки, в основном, применялся ручной способ наводки.
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 (вид на правый борт).
Боекомплект к пушке Α3Π-23 размещался в четырех коробках в боковых передних отсеках башни и был отделен от экипажа вертикальной броневой перегородкой из двух щитов. Он состоял из 2000 выстрелов с осколочно-фугасно-зажигательнотрассирующими (ОФЗТ) и бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ) снарядами, снаряженных в 4 ленты. В снаряженной ленте после четырех выстрелов с ОФЗТ снарядами следовал выстрел с БЗТ снарядом. После каждого 40 выстрела в ленте находился один выстрел с размеднителем, который уменьшал омеднение канала ствола при стрельбе. Зенитной установке придавалась транспортно-заряжающая машина (ТЗМ), в которой имелось четыре коробки с 1000 выстрелами в каждой. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 970 м/с, ОФЗТ - 950 м/с.
Радиолокационный приборный комплекс РПК-2 (1А7), предназначавшийся для управления огнем пушки Α3Π-23, размещался в приборном отсеке башни и состоял из радиолокационной станции 1РЛЗЗ и приборной части комплекса «Тобол». Радиолокационная станция позволяла обнаруживать и сопровождать воздушные цели, а также точно измерять их текущие координаты.
Радиолокационная станция 1РЛЗЗ работала в импульсном режиме в сантиметровом диапазоне волн и имела защиту от активных и пассивных помех. Обнаружение станцией воздушных целей осуществлялось при круговом или секторном (30-80°) поиске, а также в режиме ручного управления. Станция обеспечивала захват цели на автосопровождение на дальностях не менее 10 км при высоте полета 2000 м и не менее 6 км при высоте полета 50 м. Станция была смонтирована в приборном отсеке башни. Антенна станции размещалась на крыше башни. В нерабочем положении антенна автоматически складывалась и фиксировалась.
Приборная часть комплекса 1А7 состояла из счетно-решающего прибора, системы стабилизации и визирного устройства. Счетно-решающий прибор рассчитывал координаты встречи снаряда с целью и вырабатывал соответствующие упреждения. Система стабилизации при движении машины обеспечивала обнаружение, сопровождение цели и ведение огня по ней за счет стабилизации линии визирования и стабилизации линии выстрела с помощью гидроприводов ВН и ГН. В визирном устройстве панорамного типа имелись две самостоятельные оптические системы. Оптическая система основного визира обеспечивала наблюдение за целью во время работы РЛС, а также измерение угловых координат цели при выходе из строя в РЛС системы автосопровождения по угловым координатам. Оптическая система прицел-дублера предназначалась для наводки пушки при стрельбе по воздушной цели без радиолокационного приборного комплекса и при стрельбе по наземным целям.
Боевая высота стрельбы по воздушным целям, летящим со скоростью до 1620 км/ч, находилась в пределах от 100 м до 1500 м. Максимальная дальность стрельбы - 2500 м. Стрельба сходу была обеспечена при движении машины со скоростью до 25 км/ч.
Корпус и башня ЗСУ были сварены из 6 и 8 мм стальных броневых листов, обеспечивавших противопульную защиту. Амбразура пушки при ее максимальном угле возвышения частично прикрывалась подвижным броневым щитком.
В силовой установке использовался шестицилиндровый четырехтактный дизель В-6Р мощностью 206 кВт (280 л.с.) с жидкостной эжекционной системой охлаждения. Двигатель располагался поперек продольной оси корпуса машины. Емкость двух топливных баков составляла 521 л. В системе воздухоочи- стки применялся комбинированный двухступенчатый воздухоочиститель. Система подогрева двигателя комбинированная (жидкостная и газовая) с одновременным подогревом агрегатов трансмиссии горячей жидкостью от пускового подогревателя. Пуск дизеля осуществлялся с помощью электростартера СТ-721. При разряженных аккумуляторах пуск двигателя осуществлялся с помощью воздухопуска.
Механическая трансмиссия состояла из входного редуктора трансмиссии, многодискового главного фрикциона сухого трения стали по стали, коробки передач, двух ПМП с блокировочными фрикционами и двух однорядных шестеренчатых бортовых редукторов нагруженного типа. От входного редуктора трансмиссии через фрикционную муфту осуществлялся отбор мощности двигателя для приведения в действие генератора системы электропитания машины. Механическая, пятиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, двухвальная, трехходовая коробка передач с инерционными синхронизаторами для высших передач имела комбинированную систему смазки. Для повышения надежности в работе и улучшения плавности зацепления в конструкции коробки передач были применены косозубые шестерни. Устройство двухступенчатых ПМП было аналогично устройству ПМП танка Т-55. Ленточные, плавающие, с двусторонним серводействием тормоза имели накладки из металлокерамики, работавшие в условиях сухого трения. Для более плотного прилегания к тормозным барабанам каждая тормозная лента была выполнена из трех частей, соединявшихся между собой шарнирами.
В ходовой части были применены мелкозвенчатые гусеницы с закрытым металлическим шарниром, индивидуальная торсионная подвеска, рычажно-поршневые гидроамортизаторы и ограничители хода балансиров. Торсионные валы первых, пятых, и шестых узлов подвески имели на 4 мм больше диаметр, чем остальные. Гидроамортизаторы двухстороннего действия устанавливались на обоих первых, пятом левом и шестом правом узлах подвески. Направляющие колеса и опорные катки конструктивно были аналогичны соответствующим узлам гусеничного движителя плавающего танка ПТ-76. Пружинные ограничители (упоры) хода балансиров были установлены на первых и шестых узлах подвески.
Система первичного электропитания (СЭП) обеспечивала все потребители ЗСУ электроэнергией. Основными элементами системы электропитания являлись: агрегат питания, комплект блока преобразователя, четыре аккумуляторные батареи, аппаратура управления и контроля. Основу агрегата питания составляли одновальный газотурбинный двигатель ДГ4М-1 мощностью 52 кВт (70 л.с.) и генератор постоянного тока ПГС2-14А с регулятором напряжения РН-212. Генератор через редуктор СЭП получал вращение или от ГТД СЭП (на позиции или во время стоянки), или от дизеля В-6Р самоходной установки (при движении установки). Устройство редуктора допускало одновременную работу обоих двигателей. Электрическая бортовая сеть - двухпроводная по постоянному напряжению с заземлением средней точки и трехпроводная по переменному напряжению. Напряжение сети при неработающем двигателе составляло 48 В, при работающем - 55 В.
Внешняя связь осуществлялась через коротковолновую радиостанцию Р-123, внутренняя - через ТПУ Р-124 на четыре абонента.
Машина была оснащена приборами ночного видения, навигационной аппаратурой ТНА-2, системой ПАЗ, унифицированным автоматическим противопожарным оборудованием трехкратного действия и тремя ручными огнетушителями ОУ-2. Максимальная скорость машины по шоссе составляла 50 км/ч, а запас хода по топливу достигал 450 км.
База самоходной установки ЗСУ-23-4 была использована для создания самоходной пусковой установки 2П25М и самоходной установки разведки и наведения 1С91М1 зенитного ракетного комплекса 2К12 «Куб».
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 различных модификаций экспортировалась в другие страны и успешно применялась в боевых действиях на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, Афганистане и в районе Персидского залива.
Просмотров: 4797Зенитная самоходная установка "Шилка" предназначена для поражения низколетящих целей на дальности до 2500 м. и высоте 1500 м., а также наземных целей на дальности до 2000 м.
Вооружение состоит из четырехствольной автоматической зенитной пушки АЗП-23-4 с жидкостным охлаждением и радиоприборного комплекса (РПК). Наведение пушки осуществляется с помощью гидропривода, а так-же и в ручном режиме (наземные цели). Боекомплект 2000 снарядов. Скорострельность 3400 выстрелов в минуту. Боеприпасы: БЗТ - бронебойные зажигательные, трассирующие; ОФЗТ - осколочнофугасные, зажигательные, трассирующие и ОФЗ - осколочнофугасные зажигательные. Обычное снаряжение ленты: три ОФЗТ, один БЗТ.
В состав РПК входит радиолокационная станция РЛС-33, счетнорешающий прибор (СРП), визирное устройство и система стабилизации. Дальность обнаружения РЛС до 20 км.
Средства связи: радиостанция Р-123.
База: ГМ-575 (производства Мытищинский машиностроительный завод, ныне ЗАО "Метровагонмаш"). Двигатель: дизель, однорядный, шестицилиндровый, 260 л.с. Запас топлива - 400 л. Трансмиссия - механическая. Спецэлектропитание: газотурбинный двигатель, генератор, бортовой преобразователь сети. Выдаваемые напряжения: постоянное 27В, 54В и переменное 220В 400Гц.
Экипаж установки - 4 человека: командир, оператор поиска, оператор дальности и механик-водитель.
В 60-70 гг. Противовоздушную оборону мотопехотных и танковых полков обеспечивал ЗРАБатр (зенитная ракетная артелерийская батарея) в составе взвода из четырех "Шилок" и взвода из четырех "Стрел-1"(в дальнейшем "Стрел-10"), перекрывая мертвые" зоны дивизионного ЗРК "Куб"("Оса").
С 80-х в состав МСП и ТП входит зенитный дивизион состоящий из батареи "Шилок" ("Тунгусок"), батареи "Стрела-10" и батареи ПЗРК "Игла" на БМП (БТР).
ЗСУ-23-4 способна обнаруживать и отслеживать низколетящие летательные аппараты на эффективной дальности до 2500 метров. Установка способна вести огонь в движении благодаря наличию системы стабилизации артиллеристской установки и РЛС.
ЗСУ-23-4 может перевозиться Ан-22 и Ил-76.
Анализируя итоги войны 1973 года на Ближнем Востоке, иностранные военные обозреватели отметили, что за первые три дня боев сирийские ракетчики уничтожили около 100 израильских самолетов. По их мнению, это объяснялось тем, что плотный огонь автоматических ЗСУ-23-4 советского производства заставил израильских летчиков уйти с малых высот туда, где как раз была зона действия зенитных ракет.
Появление в 50-х годах зенитных ракетных комплексов, способных поражать воздушные цели на средних и больших высотах, привело к тому, что летчики штурмовой и бомбардировочной авиации освоили новый тактический прием - заход на наземные объекты с малых, до 300 м, и предельно малых высот. Поразить скоростной самолет, атакующий в течение 15-30 с, расчеты ракетных и ствольных зенитных установок просто не успевали. Понадобилась новая техника - мобильная, быстродействующая, с высокой степенью автоматизации, могущая вести огонь с места и на ходу. Над такими зенитками принялись работать и советские конструкторы, которые сразу же столкнулись с рядом серьезных проблем, поскольку раньше ничем подобным не занимались.
Прежде всего это касалось компоновки. Сравнительно легкую, но громоздкую электронную аппаратуру поначалу предполагали разместить внутри корпуса самоходки, но по ряду причин, прежде всего из-за длинных волноводов радиолокационной станции, этот вариант отвергли. Тогда решили смонтировать вооружение, аппаратуру и места экипажа в крупной, закрытой башне. Правда, тактико-техническое задание позволяло ограничиться полузакрытой машиной, однако крыша понадобилась, чтобы защитить от влаги и пыли радиоэлектронику.
Состоявшие тогда на вооружении 37- и 57-мм пушки не устроили конструкторов из-за кассетного механизма заряжения (отсюда низкий темп стрельбы) и большой массы, требовавшей мощных силовых приводов. Другое дело -23-мм автоматическая пушка с ленточным питанием, что, кстати, позволило обойтись без заряжающего. А сравнительно небольшая мощь ее осколочного снаряда вполне компенсировалась значительным весом секундного залпа - такой метод давно применяется в истребительной авиации.
Немало хлопот доставил выбор места для антенны радиолокатора. Ведь при установке стволов перед стрельбой на упреждение возникает рассогласование между линией выстрела и электрической осью локатора, из-за чего они, стволы, могут стать помехой для радиолуча. Сначала пушки думали установить попарно по бортам башни, а антенну и оптический визир впереди. Однако разнесенные артсистемы увеличили бы момент инерции вращающейся башни, а при отказе одной возникали бы асимметричные нагрузки на приводы. Кроме того, зеркало антенны перекрывало бы наводчику наблюдение за передней полусферой. Поэтому место стволам выделили в центре установки, а антенну поставили впереди и сбоку от них. Однако при выстрелах на полигоне дульная волна разрушила ее.
В окончательном варианте антенну смонтировали на корме, на высоком кронштейне (в походном положении ее зеркало укладывали над крышей силового отделения), а стволы - впереди, в два яруса, между которыми уложили короба с боезапасом.
Изготовленные башни обкатывали на ходовых макетах, выполненных на базе СУ-85, которую предполагали использовать в качестве шасси для будущей машины, сняв штатную пушку и уменьшив бронирование. Удалось сэкономить 4 т, да масса полностью укомплектованной башни превысила 8 т! Более подходящим был ПТ-76, но требовалась основательная переделка корпуса, чтобы установить тяжелый и сложный погон диаметром 2700 мм под башню. Лучше уж создать специальный корпус. Так и сделали - башня держалась на погоне Т-54, опущенном ниже верхней кромки бортов и опиравшемся на легкую коробчатую раму, которая обеспечивала прочность тонкобронному корпусу. Ее нижняя цилиндрическая часть удачно разместилась в надгусеничных нишах.
Общая компоновка была классической - впереди отделение управления, за ним боевое, в корме моторно-трансмиссионное. Для повышения удельной мощности форсированного двигателя В-6Р применили эжекционную систему охлаждения. Она потребляла всего 2,2-2,5% его мощности (против 10-12% для вентилятора). Заборник воздуха для двигателя оснастили лабиринтной системой перегородок, где застревали крупные частицы пыли, потом воздух проходил по туннелю вдоль борта и поступал в основной фильтр с эжекционным отсосом остатков пыли выхлопными газами. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие колеса через гитару, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Ходовую часть с шестью однорядными опорными катками на борт заимствовали у ПТ-76, плавное движение обеспечивала торсионная подвеска с большими ходами и мощными амортизаторами на первых, пятом левом и шестом правом узлах. Срок службы гусеницы повысили, уплотнив резиновыми втулками торцы шарниров, чтобы на трущиеся части не попадали абразивные частицы. Запас топлива находился во внутренних баках: один - в силовом отделении, другой - справа от водителя.
При марше по хорошей дороге станция электропитания работала от основного двигателя, на тяжелых грунтах и стационарной позиции автоматически включался газотурбинный ДТ-4 мощностью 80 л. с., который хоть и поглощал много топлива, зато давал нагрузку через минуту после включения. Равные с танками подвижность и проходимость позволяли боевой машине прикрывать войска на марше - эффективный огонь велся благодаря системе стабилизации линии выстрела и визирования.
Варианты:
- ЗСУ-23-4М4
- ЗСУ-23-4R Rosomaha - польский вариант модернизации
- "Донец" - украинский вариант модернизации
Радиолокационный комплекс обеспечивал автоматический поиск, обнаружение и поражение воздушных целей на высотах 100-1500 м. При работе в комбинированном режиме, когда дальность задается локатором, а угловые координаты - оптическим визиром, стрельба ведется по самолетам, летящим на сверхмалых высотах. Если же они ставят помехи или пускают ракеты, самонаводящиеся по излучению радара, станция отключается и наводчик осуществляет прицеливание по визиру.
После всесторонних испытаний зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 "Шилка" была принята на вооружение. В процессе производства ее несколько раз модернизировали. В частности, значительные изменения претерпела система воздухопитания радиоприборного комплекса. Поскольку для его охлаждения (а следовательно, для надежной работы) требовался постоянный приток особо чистого воздуха, в передней части корпуса установили воздухозаборник с эффективной системой очистки. Заодно усилили производительность вентиляции боевого отделения.
Рассматривалась возможность замены счетверенной 23-мм установки 30-мм сшестеренной пушкой с вращающимся блоком стволов, что позволило бы резко увеличить плотность огня. Однако эта артсистема, созданная для флота, оказалась слишком привередливой для сухопутных условий.
Кроме того, сравнительные испытания различных зениток показали, что даже со штатным оружием "Шилка" не уступает батарее из четырех 57-мм пушек комплекса С-60, в который входит 12 единиц боевой техники с расчетом в 57 солдат и офицеров.
Характеристики:
- Боевая масса, т: 21
- Компоновочная схема: классическая
- Экипаж, чел.: 4
- Годы производства 1964-1982
- Годы эксплуатации: с 1965
- Количество выпущенных, шт.: около 6500
- Длина корпуса, мм: 6495
- Ширина корпуса, мм: 3075
- Высота, мм: 2644-3764
- База, мм: 3828
- Колея, мм: 2500
- Клиренс, мм: 400
- Тип брони: стальная катаная противопульная (9-15 мм)
- Калибр и марка пушки: 4 × 23-мм АЗП-23 «Амур»
- Тип пушки: нарезные малокалиберные автоматические пушки
- Длина ствола, калибров: 82
- Боекомплект пушки: 2000
- Углы ВН, град.: −4...+85°
- Углы ГН, град.: 360°
- Дальность стрельбы, км: 0,2-2,5
- Прицелы: оптический визир, РЛС РПК-2
- Тип двигателя: В-6Р
- Мощность двигателя, л. с.: 280
- Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: до 30
- Запас хода по шоссе, км: 450
- Запас хода по пересечённой местности, км: 300
- Удельная мощность, л. с./т: 14,7
- Тип подвески: индивидуальная торсионная
- Преодолеваемый подъём, град.: 30°
- Преодолеваемая стенка, м: 0,7
- Преодолеваемый ров, м: 2,5
- Преодолеваемый брод, м: 1,0