При регистрации акционерного общества учредители, как правило, формируют уставный капитал создаваемого акционерного общества в размере, не превышающем минимальный размер уставного капитала. На сегодняшний день минимальный размер уставного капитала для непубличных акционерных обществ составляет 10 т.р., для публичных акционерных обществ 100 т.р. Однако в дальнейшем нередко возникает необходимость увеличения уставного капитала.
Акционерное общество развивается и необходимы дополнительные денежные вливания на расширение производства. Увеличение уставного капитала акционерного общества возможно двумя путями: увеличение номинальной стоимости акций или размещение дополнительных акций (п. 1 ст. 28 Закона об акционерных обществах). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 39 указанного Закона размещение дополнительных акций может осуществляться одним из трех способов:
— подписка (открытая или закрытая);
— конвертация;
— распределение среди акционеров.
Рассмотрим содержание корпоративных мероприятий, осуществляемых в ходе дополнительной эмиссии акций, размещаемых по закрытой подписке, причем в случае, когда дополнительный выпуск акций не сопровождается государственной регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг.
Регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг требуется, если акции размещаются по открытой подписке либо по закрытой подписке среди круга лиц, число которых превышает 500. При этом предусматриваются более жесткие требования к раскрытию информации для того, чтобы гарантировать возможным инвесторам на рынке ценных бумаг получение необходимых сведений.
Оплата акций дополнительного выпуска может осуществляться как денежными средствами, так и различным имуществом (по договору мены), которое должно быть предварительно оценено независимым оценщиком. В статье будет рассмотрен первый вариант оплаты акций.
Процесс дополнительной эмиссии акций включает 5 этапов:
1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
2. Утверждение решения о дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг;
3. Государственная регистрация дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг;
4. Размещение эмиссионных ценных бумаг;
5. Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Каждый этап включает в себя корпоративные мероприятия, которые необходимо осуществлять последовательно и с соблюдением установленных сроков.
1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг
На этом этапе проводится заседание Совета директоров, которое определяет стоимость одной акции и Общее собрание акционеров, которое принимает решение об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций общества.
В случае, если устав общества не содержит положения об объявленных акциях (то есть не предусматривает возможности осуществления дополнительной эмиссии), необходимо, чтобы на этом этапе акционеры приняли решение о внесении соответствующих изменений в устав (о количестве объявленных акций и правах акционеров, предоставляемых этими акциями после их размещения) (п. 3 ст. 28 Закона об акционерных обществах). Если на Общем собрании акционеров такое решение было принято, Акционерное общество обязано зарегистрировать данные изменения в ФНС.
2. Утверждение решения о дополнительном выпуске ценных бумаг
Совет директоров утверждает решение о дополнительном выпуске акций. В случае если в организации Совет директоров не предусмотрен, решение утверждает орган управления, осуществляющий функции совета директоров. Обычно этим органом является общее собрание акционеров. Документы на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг должны быть представлены не позднее трех месяцев от даты утверждения решения об их выпуске.
3. Государственная регистрация дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг
Согласно Указу Президента РФ от 25.07.2013 N 645 ФСФР России упразднена. Ее функции переданы Банку России.
Таким образом, Служба Банка России по финансовым рынкам осуществляет функции упраздненной ФСФР России, в том числе производит регистрацию дополнительных выпусков акций.
Для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные Стандартами эмиссии ценных бумаг (утверждены Банком России 11.08.2014 N 428-П) (далее Стандарты).
1) заявление на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг;
2) анкета эмитента;
3) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента;
4) решение о дополнительном выпуске ценных бумаг;
5) Протокол Совета директоров об определении цены размещения акций;
6) Протокол общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала;
7) Протокол заседания Совета директоров об утверждении решения о дополнительном выпуске ценных бумаг;
8) копия устава (учредительных документов) эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями;
9) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных;
11) иные документы предусмотренные Стандартами.
Эмитент должен предоставить в регистрирующий орган комплект документов на бумажном и на электронном носителе. Решение о дополнительном выпуске и анкета эмитента, должны быть заполнены в соответствии со Стандартами и составлены с помощью специальной программы – электронной анкеты, которая находится в свободном доступе на официальных сайтах СБР и записаны на электронный носитель в формате анкеты. Так как в настоящий момент электронная анкета не содержит некоторых положений новых Стандартов, на электронный носитель также необходимо поместить Решение о дополнительном выпуске и анкету эмитента в формате.doc или.rtf с изменениями с учетом новых положений.
В течение 20 дней от даты получения регистрирующим органом документов и электронного носителя он обязан осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации
В процессе рассмотрения документов у СБР могут возникать замечания к документам. В этом случае в процессе регистрации решения о дополнительном выпуске ценных бумаг может быть назначена проверка достоверности сведений, содержащихся в предоставленных документах, или осуществлена приостановка государственной регистрации решения о дополнительном выпуске. Срок приостановки не может быть больше 30 дней.
4. Размещение эмиссионных ценных бумаг
Размещение ценных бумаг эмитентом начинается со сделок (заключение договоров), направленных на отчуждение (продажу) ценных бумаг дополнительного выпуска их первым владельцам, в соответствии с условиями зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг. Эмитент должен направить реестродержателю передаточное распоряжение для внесения соответствующих записей в реестр акционеров.
Размещение осуществляется в сроки, предусмотренные зарегистрированным решением о дополнительном выпуске акций. Этот срок не может превышать одного года с даты государственной регистрации дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Также, в процессе размещения могут вноситься изменения в зарегистрированный текст решения о дополнительном выпуске акций. Такие изменения подлежат обязательной регистрации в СБР.
5. Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг
Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в Банк России отчет об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг (п. 1 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).
Для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные Стандартами эмиссии:
1) заявление на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;
2) отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;
3) копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;
5) справка эмитента о соблюдении им требований по раскрытию информации на этапах государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг;
6) документ, подтверждающий наличие решения о предварительном согласовании сделок по размещению ценных бумаг эмитента, являющегося хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в случае если совершение таких сделок допускается при наличии указанного решения об их предварительном согласовании;
8) в случае отказа эмитента от размещения ценных бумаг и представления отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), содержащего информацию о том, что ни одна ценная бумага не размещена, дополнительно представляется копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об отказе от размещения ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;
9) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;
10) опись представленных документов;
11) иные документы, предусмотренные настоящими Стандартами.
Эмитент представляет в регистрирующий орган документы, необходимые в соответствии со Стандартами для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, в одном экземпляре, за исключением отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска), представляемого в трех экземплярах.
Текст отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг представляется в регистрирующий орган также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Если в процессе размещения ценных бумаг в итоге ни одной ценной бумаги дополнительного выпуска не размещено, либо решением о дополнительном выпуске ценных бумаг, размещаемых путем подписки, установлена доля ценных бумаг, при неразмещении которой дополнительный выпуск считается несостоявшимся, такой дополнительный выпуск ценных бумаг признается регистрирующим органом несостоявшимся, и его государственная регистрация аннулируется.
Регистрация отчета о дополнительном выпуске ценных бумаг осуществляется в течение 14 дней с момента подачи документов в СБР.
В процессе рассмотрения документов у СБР могут возникать замечания к документам. В этом случае в процессе регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг может быть назначена проверка достоверности сведений, содержащихся в предоставленных документах, или осуществлена приостановка государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг. Срок приостановки не может быть больше 30 дней.
После регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмитент должен внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в части увеличения размера уставного капитала общества.
ВНИМАНИЕ : не забудьте выполнить требования о раскрытии информации при дополнительном выпуске ценных бумаг. За невыполнение требований о раскрытии информации штраф на сегодня составляет от 700000 до 1000000 руб.
Наша компания поможет Вам зарегистрировать дополнительный выпуск ценных бумаг. В услуги по регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг входит консультирование на этапах эмиссии, подготовка пакета документов, подача пакета документов в регистрирующий орган и получение документов о регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.
Дополнительная эмиссия, как правило, приводит к снижению стоимости уже обращающихся акций (вариант 1). В редких случаях дополнительная эмиссия не влияет на стоимость обращающихся акций (после эмиссии цена остается такой же, как была до эмиссии) (вариант 2). И практически никогда (таких случаев я знаю всего 5-6 из многих тысяч) дополнительная эмиссия ведет к росту стоимости акций (вариант 3). Последствия проведения дополнительной эмиссии зависят от того, по какой цене эта новая эмиссия будет размещена. Если новые акции будут размещены по справедливой цене — см. вариант 2; если по цене ниже справедливой — вариант 1; если по цене выше справедливой- вариант 3.
Представить, почему так происходит, проще всего на примере.
Пример. Предположим, дано предприятие. Дано, что все имущество предприятия (включая недвижимое И ДВИЖИМОЕ имущество) оценивается в 1 миллион рублей. Уставный капитал предприятия разделен на 1 миллион акций.
А теперь давайте рассматривать варианты:
Вариант 2: происходит дополнительная эмиссия. Размещается дополнительно 1 млн акций по цене 1 руб за акцию. Тогда предприятие получает на баланс деньги от размещения акций (1 млн акций*1 руб)= 1 млн руб. Итого, имущество предприятия после завершения размещения составит 2 млн. руб (1 млн руб всё старое имущество + 1 млн. руб. деньги полученные от размещения акций). При этом, количество акций в обращении после завершения эмиссии составит 2 млн штук (1 млн старые акции + 1 млн новые акции) Тогда, справедливая стоимость 1 акции = 2 млн руб/ 2 млн акций = 1 руб. за акцию. Как видите, справедливая стоимость не изменилась. Соответственно, и факторов для уменьшения рыночной стоимости нет.
Вариант 1: происходит дополнительная эмиссия. Размещается дополнительно 1 млн акций по цене 0,5 руб за акцию. Тогда предприятие получает на баланс деньги от размещения акций (1 млн акций*0,5 руб)= 0,5 млн руб. Итого, имущество предприятия после завершения размещения составит 1,5 млн. руб (1 млн руб всё старое имущество + 0,5 млн. руб. деньги полученные от размещения акций). При этом, количество акций в обращении после завершения эмиссии составит 2 млн штук (1 млн старые акции + 1 млн новые акции) Тогда, справедливая стоимость 1 акции = 1,5 млн руб/ 2 млн акций = 0,75 руб. за акцию. Как видите, справедливая стоимость упала. Это станет мощнейшим драйвером для снижения рыночных цен.
Вариант 3: происходит дополнительная эмиссия. Размещается дополнительно 1 млн акций по цене 1,5 руб за акцию. Тогда предприятие получает на баланс деньги от размещения акций (1 млн акций*1,5 руб)= 1,5 млн руб. Итого, имущество предприятия после завершения размещения составит 2,5 млн. руб (1 млн руб всё старое имущество + 1,5 млн. руб. деньги полученные от размещения акций). При этом, количество акций в обращении после завершения эмиссии составит 2 млн штук (1 млн старые акции + 1 млн новые акции) Тогда, справедливая стоимость 1 акции = 2,5 млн руб/ 2 млн акций = 1,25 руб. за акцию. Как видите, справедливая стоимость выросла. Это станет драйвером для роста рыночных цен.
В заключение необходимо отметить еще один факт: до момента окончания дополнительной эмиссии как правило нет абсолютно точных данных, по какой цене будет размещена эмиссия. Поэтому сама по себе дополнительная эмиссия- это фактор, привносящий дополнительные риски (а соответственно, и ) в котировки.
Большинство компаний в тот или иной момент нуждаются в дополнительных средствах для своего развития. И не всем подходят варианты c кредитами или крупными инвесторами. Поэтому эмиссия и размещение акций (и иных ценных бумаг) является одним из главных механизмов привлечения средств.
Эмиссия акций - это процесс выпуска ценных бумаг, который строго регламентирован Законодательством (передача акций первым владельцам - первичное размещение акций). Законодательное регулирование этой процедуры проводится для защиты интересов потенциальных инвесторов от недобросовестных . Регулируют ее Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «О », разъясняемые постановлениями ФКЦБ (ФСФР).
Эмиссия и выпуск акций - это акции одного эмитента, предоставляющие одинаковые права владельцам и которые имеют одинаковые условия размещения. Выпусков может быть несколько.
Закон «Об акционерных обществах» разрешает компании (акционерному обществу) размещать:
Обыкновенные акции;
несколько типов привилегированных, чья не может превышать 25% от ;
.
АО имеет уставный капитал, состоящий из номинальной стоимости размещенных акций. Размещение происходит: при учреждении АО, при решении об увеличении уставного капитала путем размещения акций, при конвертации в акции других ценных бумаг. При учреждении АО все акции размещаются среди учредителей.
Эмиссия дополнительных акций или дополнительных эмиссия акций включает в себя этапы процедуры эмиссии, внесение изменений в устав (в части уставного капитала) и деньги, за счет которых будет проводиться эмиссия акций. Сама процедура всегда начинается с принятия руководящим органом АО решения о выпуске акций.
По закону эмиссия состоит из регламентированных этапов:
1. Принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
2. Регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг;
3. Для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов ценных бумаг;
4. Размещение эмиссионных ценных бумаг;
5. Регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Если число акционеров значительно (более 500, или стоимость акций более 50 000 МРОТ), регистрируется проспект эмиссии со всей необходимой информацией - публичная эмиссия.
При регистрации выпуска (этап 2) фиксируются все обязательства эмитента, чтобы избежать возможных изменений и проводится проверка уставных документов. Выпуску присваивается государственный регистрационный номер, либо дается мотивированный отказ по одной из причин, предусмотренных Законом. Как правило, отказ получают компании в результате предоставления ложных сведений и нарушений законодательства), но данный отказ компании имеют право обжаловать в суде.
При публичной эмиссии эмитент и профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие размещение, обязаны обеспечить потенциальным инвесторам доступ ко всей необходимой для принятия решения информации. Закон разрешает размещение акций одного выпуска по разным ценам, но запрещает давать преимущества одним покупателям перед другими. Если хотя бы одна эмиссия была публичной, компания обязана публиковать отчетность о своей деятельности: формировать ежеквартальный отчет эмитента, в котором публикуется финансовое состояние, указываются причины получения прибыли и убытков, описывается важные событие, происходившее в компании; делать сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента.
Размещение акций (этап 4) не может начаться, пока не закончится регистрация (этап 2).
После завершения эмиссии необходимо предоставить отчет об итогах выпуска, где указываются даты, имена владельцев, количество купленных акций и общий объем поступивших . На этом этапе эмиссия тоже может быть признана недействительной, тогда инвесторам возвращаются деньги.
Возможность обращения иностранных акций рассматривается в Законах отдельно, и разрешает выпуск и обращение этих бумаг после регистрации проспекта эмиссии. Акции Российских компаний допускаются к обращению за рубежом также по решению соответствующих органов.
Как можно заметить, эмиссия акций достаточно сложная процедура и может быть проведена при четком исполнении Закона, прозрачной и обеспечении всех требований законодательства.
При дополнительной эмиссии акций может ухудшиться положение ранее инвестировавших акционеров, только за счет того, что им будет принадлежать относительно меньший пакет акций (например, ранее учредителю принадлежало 50% акций, в случае размещения акций на сумму, равную половине (50%) стоимости уставного капитала АО, у учредителя остается уже не контрольный пакет, а 30% акций при той же стоимости пакета, что чревато потерей управления компанией).
Эмиссия акций – достаточно рисковый шаг, так как компания эмитент может ошибиться в расчетах и дополнительные акции не будут размещены (потенциальные инвесторы покупать не станут), что снизит рыночную стоимость уже котирующихся акций. Таким образом, эмиссия акций является серьезным, затратным и рискованным шагом, может проводиться при наличии достаточно серьезных оснований (недостаток средств для развития бизнеса), при нежелании компании-эмитента брать кредиты (и платить по ним проценты) и иметь дело с одним, но крупным инвестором и заставляет компанию быть более прозрачной для акционера, при условии выполнения всех требований законодательства.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 1
...... 3
2. Факторы, сдерживающие проведение дополнительных эмиссий 6
3. Социально-экономические проблемы вторичной эмиссии 6
4. Особенности привилегированных акций при дополнительной эмиссии 9
5. Конвертируемые акции ........................................................... 10
6. Размещенные и объявленные акции ..................................... 12
7. Примерный порядок (условия) размещения дополнительных акций 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................... 18
ВВЕДЕНИЕ
Современная активизация вторичного рынка ценных бумаг, прежде всего, связана с проведением дополнительных эмиссий как одним из способов привлечения инвестиционных ресурсов в акционерные общества. (Таблица 1). Кроме того, преследуются и такие цели, как:
* перераспределение собственности между «старыми» и «новыми» акционерами;
* установление или повышение контроля за капиталом;
* расширение или реконструкция производства;
* изменение структуры управления;
* смена аппарата управления.
Делая ставку на привлечение дополнительных инвестиций, предприятие, прежде всего, ориентируется на население, которое способно внести значительный вклад в акционерные капиталы. Подтверждением этого является ажиотажный спрос на валюту, повышенный интерес к приобретению недвижимости и простое естественное желание каждого гражданина надежно разместить свои временно свободные денежные ресурсы.
Создание народных акционерных обществ соответствует и принятому экономическому курсу России на создание подлинного демократического государства. Кроме того, не стоит забывать о том, что психологически акционерные общества больше расположены к привлечению денег населения, нежели банковских кредитов.
Практически этот участок финансового рынка - вторичный рынок акций предприятия - только начинает активизироваться. Процесс дополнительных эмиссий набирает обороты. Этому во многом способствует развитие законодательной базы. В последнее время приняты такие важные документы, как:
Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах»;
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;
Указ Президента РФ «О передаче субъектам РФ находящихся в федеральной собственности акций АО, образованных в процессе приватизации»;
Постановление ФКЦБ России «Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссий».
С принятием Федерального закона РФ «Об акционерных обществах» вместо понятия «вторичная эмиссия» появляется новое понятие «дополнительная эмиссия».
Таблица 1
Финансо- Вые ресур- Сы | Цели предостав- ляющего финансовые ресурсы | Условия получения | Основные документы | Направле- ния исполь- зования | Сроки использо- вания | Сроки возврата | Проблемы привлече- ния |
Ссуда, фи- нансовая помощь | Желание по- мочь, полу- чение про- центов | Наличие средств | Договор | Неотлож- ные нужды | По догово- ру | Определе- ны в дого- воре | Поиск име- ющих воз- можность и желающих помочь |
Кредитова- ние | Получение процентов | Предостав- ление зало- га, гаран- тий или вы- полнение иных усло- вий кредит- ного дого- вора | Кредитный договор | По догово- ру | По догово- ру | Определе- ны в дого- воре | Высокие проценты |
Дополни- тельная эмиссия | Приобрете- ние права собствен- ности, воз- можность участия в управлении, желание по- лучать диви- денты | Размеще- ние ценных бумаг | Проспект эмиссии | По реше- нию обще- го собрания | Определя- ются реше- нием обще- го собрания | Предусмот- рены при ликвидации | Необходи- мость тща- тельного соблюдения определен- ных юриди- ческих про- цедур |
Государ- ственная субсидия из федераль- ного или местного бюджета | Развитие оп- ределенного вида дея- тельности | Постанов- ление, рас- поряжение админис- трации | Государ- ственная или терри- ториальная программа | По целево- му назначе- нию прог- раммы | Определе- ны в прог- рамме | Не предус- мотрены | Дефицит бюджета |
Привлече- ние средств иностран- ных инвес- торов | Приобрете- ние собст- венности, захват рын- ка, внедре- ние и разви- тие техноло- гий | Выполне- ние усло- вий догово- ра или ин- вестицион- ного кон- курса | Договор или инвес- тиционное соглашение | В рамках договора, соглашения | По догово- ру | Определе- ны в дого- воре, согла- шении | Поиск ино- странных инвесторов |
Грант | Развитие новых тех- нологий, науки | Победа в конкурсе | Решение о предостав- лении | Строго по решению о назначении | По услови- ям выделе- ния гранта | Не предус- мотрены | Необходи- мость одер- жать побе- ду в кон- курсе |
Привлече- ние средств акционеров | Желание способство- вать процве- танию об- щества | Наличие средств | Решение общего соб- рания | По реше- нию обще- го собра- ния | Предусмот- рены реше- нием обще- го собра- ния | Отсутствие достаточно- го количе- ства сво- бодных денег |
1. Преимущества и недостатки дополнительной эмиссии
Преимущества дополнительной эмиссии:
* отсутствие необходимости при второй и прочих эмиссиях вносить изменения в устав; достаточно один раз определить количество дополнительных акций, которые объявляются при учреждении общества (размещаются в любой час «Х»);
* возможность моделирования изменений уставного капитала общества при его учреждении;
* предоставление полной свободы акционерному обществу в определении перспективы финансового развития;
* расширение возможностей акционерного общества в реальном управлении и формировании акционерного капитала и его собственников;
* ускорение роста уставного капитала.
Недостатки дополнительной эмиссии:
· практически полная свобода и бесконтрольность совета директоров в изменении состава собственников в том случае, если вопросы проведения дополнительной эмиссии отнесены к их компетенции;
· субъективный подход при определении числа дополнительных акций, фиксируемых в уставе;
То, что сегодня дополнительной эмиссией многие предприятия попросту пренебрегают, свидетельствует об отсутствии четкого представления с механизме ее осуществления у многих акционеров.
Дополнительная эмиссия является весьма привлекательным методом финансирования, что обусловлено свободой выбора срока дополнительной эмиссии, ее объема, практической неограниченностью по масштабам выпуска в рамках емкости вторичного рынка ценных бумаг, заинтересованностью инвесторов в реальном доступе к управлению капиталом.
Негативно воспринимается дополнительная эмиссия из-за необходимости очень тщательно готовить документы по ее проведению, из-за больших организационных хлопот и недостаточной степени точности прогноза социально-экономических последствий для работающего коллектива и аппарата управления в результате ее проведения.
Однако время и жесткие финансовые реалии настойчиво подводят многих акционеров-учредителей, владельцев акционерных обществ к мысли о приоритетности и необходимости проведения дополнительной эмиссии как способа, прежде всего, привлечения дополнительных инвестиций. Специалисты считают, что больший эффект достигается при более крупной величине дополнительно размещаемых акций. Это объясняется тем, что расходы на проведение эмиссии, рекламу, иные издержки, связанные с выпуском, перекрываются в результате дополнительной эмиссии большим объемом привлечения инвестиций.
Фактором, поддерживающим развитие практики дополнительных эмиссий, является создание ряда профессиональных организаций работников рынка ценных бумаг в России, объединений депозитариев, регистраторов, брокеров, дилеров, что значительно упрощает размещение дополнительных выпусков акций. Способствует развитию дополнительных эмиссий и становление инфраструктуры вторичного рынка ценных бумаг России в целом. Кроме того, снижение банковских процентных ставок, низкий рост курса доллара создают дополнительные условия для привлечения отечественных инвесторов на вторичный рынок ценных бумаг. Следует отметить, что многие иностранные инвесторы также небезразличны к возможности приобретения в результате размещения дополнительных акций определенной части акционерного капитала многих предприятий в России. Особый интерес к дополнительным эмиссиям акционерных обществ проявляют банки. Более того, наглядно проявляется явно отраслевой подход многих банковских ассоциаций. Многие АО испытывают трудности, связанные с нехваткой финансовых ресурсов. Отсюда неплатежи, нехватка средств для поддержки и развития производства, задержки зарплаты. По оценкам специалистов пятая часть предприятий не использует заемные средства. Заметим, что в большинстве случаев это происходит из-за невозможности выплачивать высокие проценты и низкой платежеспособностью предприятий.
С одной стороны, вал текущих неплатежей неумолимо нарастает, и только отдельные предприятия выдерживают их шторм. Но с другой стороны повышается конкуренция. Предприятия теряют традиционно монопольные рынки сбыта, постоянных смежников, поставщиков переманивают более льготными условиями сотрудничества; более удачливые соперники устанавливают демпинговые цены. Ситуация усугубляется практическим отсутствием шлагбаумов для дешевой (пусть и более низкого качества), броской и яркой импортной продукции. Этому способствуют и жесткие законодательства многих стран мира, низкая, как правило, конкурентоспособность отечественных товаров, а также нежелание зарубежных товаропроизводителей упускать свое «место под солнцем» и отдавать его нашим соотечественникам.